Выбор мотоблока: Какой мотоблок лучше купить для дома, дачи и огорода
Дачный урок: как выбрать мотоблок
Выбирая мотоблок для загородного хозяйства, определите, какие виды работ вы собираетесь выполнять с помощью этой техники. Главное достоинство мотоблока – большой ассортимент навесного оборудования, с помощью которого можно:
пахать, бороновать, обрабатывать и рыхлить почву, окучивать и копать картофель;
косить и перерабатывать траву и сено;
чистить двор и дорожки от грязи, песка, мусора и снега;
перевозить небольшие грузы и пр.
Виды и классы мотоблоков
Бытовые и профессиональные мотоблоки между собой отличаются не только ценой, но и разнообразием характеристик. Все мотоблоки можно условно разделить на три класса.
Легкий класс
К легкому классу относится технику с мощностью до 6,5 л.с. и весом в диапазоне 50-100 кг. Такой мотоблок подойдет владельцам небольшого участка – до 15 соток. Преимущества: экономичное потребление топлива, простота сборки и работы.
Недостатки: ограниченный список навесного оборудования, в основном, для вспашки и обработки земли (утяжелители, плуги, окучники, картофелесажалки и др.
Мотоблок легкого класса
Средний класс
Машины мощностью от 6,5 до 10 л.с. входят в средний класс. Такие модели подойдут для возделывания целины и твердого грунта.
Наличие вала отбора мощности (ВОМ) на таких мотоблоках обеспечивает подключение любого навесного оборудования для круглогодичной работы (роторные косилки, отвалы и щетки для снегоуборки, прицепы и пр.).
Мотоблок среднего классаТяжелый класс
Мотоблоки мощностью от 10 л.с. – техника тяжелого класса. Их используют для обработки сложной почвы и для вспашки больших по площади участков. Популярны у коммунальных служб, на крупных сельскохозяйственных предприятиях. Они выносливы и надежны.
Какой выбрать мотоблок: бензиновый или дизельный?
Большинство мотоблоков оснащены бензиновыми 4-тактными моторами. Бензиновые мотоблоки имеют отличное соотношение цены и производительности и немало преимуществ: небольшой уровень шума, всесезонное использование, недорогой ремонт и обслуживание.
Недостатки у бензинового двигателя тоже есть. По мощности и трудовым ресурсам они уступают дизелям. У бензиновых моторов предусмотрено только воздушное охлаждение. Поэтому бензиновые мотоблоки не желательно использовать на больших участках по многу часов в день.
У дизельного мотора есть много преимуществ: высокое тяговое усилие, экономичное потребление топлива, простота ремонта за счет особенностей конструкции. Чтобы такой мотор не перегревался при интенсивном использовании предусмотрено не только воздушное, но и водяное охлаждение.
К недостаткам дизельного двигателя относится высокая цена, повышенные требования к топливу в зимнее время, больший уровень шума по сравнению с бензиновым мотором.
Виды редукторов мотоблока
Червячный редуктор встречается на легких мотоблоках с вертикальным валом. Он компактный, легкий, имеет небольшую стоимость. Такой редуктор подходит для работы с уже культивированной землей. Для целинных земель использование червячного редуктора не рекомендуется, так как он не рассчитан на сильные нагрузки. Еще один недостаток – отсутствие заднего хода.
Цепной редуктор наиболее популярен среди владельцев мотоблоков. При невысокой стоимости этот рабочий узел демонстрирует оптимальный показатель КПД, подходит для работ различной сложности. Важное преимущество – ремонтопригодность и простое обслуживание.
Шестеренчатый редуктор устанавливается на тяжелую технику. Он рассчитан на длительные интенсивные нагрузки, имеет увеличенный служебный ресурс, выполнен из прочных сплавов. Мотоблок с таким редуктором незаменим при возделывании целины и обработки крупных участков. Среди минусов можно отметить высокую цену этого рабочего узла.
Шестеренчато-цепной редуктор – комбинированный вариант. Имеет улучшенные рабочие характеристики, подходит для сложной эксплуатации, при этом не сильно увеличивая стоимость мотоблока.
Дополнительные характеристики, на которые нужно обратить внимание
Ширина обработки определяется числом установленных фрез. Так как фрезы чаще всего съемные – ширина регулируется в достаточно широком диапазоне (например, 30-60-90 см). Ширина обработки может достигать 135 см, что значительно экономит время при работе на больших участках.
Глубина рыхления может достигать 36 см. Глубину можно отрегулировать изменением положения сошника, что очень удобно для выполнения различных задач.
От количества скоростей зависит универсальность мотоблока. Первая и вторая передача нужны для качественной и быстрой вспашки земель, в том числе и целинных. Мотоблок, имеющий 4-6 передач переднего хода может не только пахать, но и выравнивать грунт, дробить землю, удалять сорняки и готовить почву для посева. Задний ход обеспечивает маневренность, что актуально на небольших участках.
Как выбрать недорогой и надежный мотоблок?
Перед тем, как приступить к выбору мотоблока в магазине или на сайте, составьте список задач, которые вы планируете решить с помощью техники. Определитесь, как часто и на каких по размеру участках вы планируете работать.
Мотоблоки относятся к сложной технике, поэтому рекомендуем перед покупкой получить подробную консультацию у специалистов.
Другие статьи по теме
Навесное оборудование для мотоблока: как выбрать
Мотоблок заметно упрощает дачную жизнь. А если подобрать к нему правильное навесное оборудование, ваш помощник будет способен на гораздо большее. Читайте статью, если хотите узнать, как выбрать навесное оборудование, чтобы садовая жизнь стала еще проще и комфортнее.
Навесное оборудование к мотоблоку осенью и зимой
Осень — пора сбора урожая и подготовки почвы к зиме. Эту задачу упростят мотоблок и навесное оборудование к нему. Какие приспособления будут нужны осенью, а какие зимой, рассмотрим в этой статье.
Нева vs Caiman: особенности российских мотоблоков
В этой статье рассмотрим мотоблоки российского бренда Нева, которые пользуются на рынке не меньшим спросом, чем европейские аналоги. Попробуем разобраться в том, какими достоинствами обладают агрегаты этой марки.
Нева vs Caiman: особенности европейских мотоблоков
Мы уже писали о том, как выбрать мотоблок, рассмотрели основные классы этих агрегатов в зависимости от мощности и веса, типы редуктора и другие особенности, позволяющие определиться с выбором. Но техника эта достаточно сложная, и мы решили углубиться в детали – рассказать о двух самых популярных брендах мотоблоков, которые представлены в магазине «ЛидерСтройИнструмент». Начнём с известной европейской марки.
Отличия мотоблока от культиватора
Обладатели дачных и садовых участков отлично знают, как бывает трудно вскопать их после зимы. Поэтому многие прибегают к помощи специальной техники – мотоблока или культиватора, – чтобы не только подготовить землю к посадке, но и работать в течение всего сезона: окучивать, рыхлить, собирать урожай и т.д. Вот только мы упомянули два агрегата – мотоблок и культиватор. Возникает вопрос: что выбрать. Для ответа на него нам придется разобраться, чем один отличается от другого.
Другие статьи по теме
❓ Какой мотоблок лучше лично для меня | Мой выбор мотоблока
В Интернете полно материалов на тему — какой мотоблок выбрать. Естественно, с большинством из них я ознакомился. Около 90% статей и видеороликов с таким заголовком — созданы продавцами мотоблоков. В них даются общие рекомендации, причём, людьми, которые технику только на витрине и в сладе видели. Остальные материалы опубликованы практикующими владельцами мотоблоков, и вот в них есть реально полезные мысли.
Я хотел мотоблок давно. Но покупать его особо не было смысла, так как у отца уже лет 10 он есть, и его хватало. Конечно, поскольку я живу отдельно от родителей, на полную эксплуатировать мотоблок нет возможности. К тому же, мой отец (да, как и я, собственно) относится к той категории людей, которые свою технику в другие руки предпочитают не давать. В итоге — решил обзавестись своим мотоблоком. Желание в значительной степени подогревалось ютубоблогерами, которые, как только не используют данную технику.
Моё видение классификации мотоблоков
Чтобы сразу не путать своего читателя, расскажу кратко, как я вижу классификацию мотоблоков. Для меня существует три класса:
- Мотокультиватор — маленький, маломощный, сверхлёгкий, дешёвый, изначально предназначенный сугубо для фрезерования небольших участков. Вес 30-60 кг. Двигатели всегда бензиновые, мощностью до 5 лошадок.
- Лёгкий мотоблок — к этому классу я отношу все модели, у которых фрезы устанавливаются вместо колёс. Оснащаются бензиновыми или дизельными двигателями с воздушным охлаждением. Вес, в среднем, 100 кг. Мощностью варьируется в пределах 6-12 лошадей.
- Тяжёлый мотоблок — по моей логике сюда относится всё, что предусмотрено для работы активной навесной фрезой (плюс характерная для моделей этого класса многоступенчатая КПП). Вес более 200 кг. Оснащаются дизелями с водяным охлаждением мощностью 8-15 лошадей или бензиновыми воздушниками мощностью до 20 лошадей (так называемые гибриды).
Лично я так для себя вижу. Возможно, кто-то классифицирует по другим принципам. ГОСТа здесь нет, потому можно подходить к вопросу творчески.
Критерий №1. Задачи, которые планирую решать с помощью мотоблока
С этого критерия надо начинать всегда. Конечно, не все задачи получится решить. Возникнут новые. Но хоть примерно на что-то ориентироваться надо всегда.
Мотоблок планирую использовать для следующих работ (начнём с весны):
- Весенняя вспашка плугом (если осенью не вспахано).
- Боронование для закрытия влаги.
- Фрезерование (основная функция любого мотоблока).
- Перевозка компоста с кучи на огороды.
- Нарезка борозд под посадку картофеля.
- Засыпка картофеля дисковым окучником.
- Прополка междурядий прочих культур (понравился метод Юрия Воробьёва с Ютуба).
- Прополка междурядий картофеля так называемыми «ёжиками».
- Окучивание картофеля.
- Кошение травы в саду (сейчас бензиновым триммером кошу).
- Перевозка сорняков, травы и прочей органики на компостную кучу.
- Выкопка картофеля.
- Подготовка почвы под высев сидератов.
- Осенняя вспашка.
- Чистка дорог и дорожек от снега.
Итого, работы, которую хотелось бы перевалить на плечи лошадей мотоблока, не так уж мало. Хотя это далеко не всё, что можно делать с помощью данной техники. Чтобы всё это делать, лёгкий мотокультиватор не подойдёт. Нужен средний или тяжёлый мотоблок. С задачами определился, теперь перехожу к следующему критерию.
Критерий №2. Размеры участка обрабатываемой земли
Здесь логика предельно простая — чем больше земли, тем мощнее и экономнее надо выбирать мотоблок. У меня участки небольшие. Я бы даже сказал, минималистические. Два участка под огород по 5 соток каждая. Трава, которую я кошу и складирую в компост, растёт в саду (соток 5), за двором (примерно полсотки), и за одним из огородов (сотки две).
Исходя из этого, мне запредельная мощность и производительность не нужна. Но дешёвый мотокультиватор тоже не подойдёт, так как им, по сути, можно выполнять только одну задачу — мучительную фрезеровку почвы. Ну и косилку, с горем пополам, можно к нему примастырить. Всё остальное — как минимум, лёгкий мотоблок.
Многие владельцы мотоблоков выбирают модель с учётом возможности подзаработать с его помощью на соседских огородах. Лично меня такой способ подработки не интересует. Тем более, как показывает практика, современные мотоблоки не отличаются большим ресурсом, и исчерпывают его до того, как покупка успевает окупиться. Да и, как по мне, адский это труд — обрабатывать землю мотоблоком по той же цене, что берёт тракторист. Он то делает работу за 10-15 минут. А с мотоблоком над тем же самым надо потеть полдня.
Критерий №3.
Особенности участкаЛично для меня это один из основных критериев, который налагает на выбор мотоблока существенные ограничения. Во-первых, один из моих огородов с трёх сторон огорожен заборами, а с четвёртой без межи идёт соседский огород. Учитывая и без того маленькую площадь, оставлять под разворот техники 2-3 метра мне не желательно. Отсюда следует, что мне нужен манёвренный мотоблок. А это мотокультиватор или лёгкий мотоблок. Культиватор я уже исключил из-за его ограниченного функционала. С учётом следующих критериев, конечно, хотелось бы тяжёлый мотоблок. Но…
Во-вторых, хочу к мотоблоку соорудить небольшой узкий прицеп для перевозки компоста, органики и урожая в пределах участка. На пути несколько калиток шириной до метра. Соответственно, опять нужно что-то манёвренное, юркое. То есть, опять выхожу на лёгкий мотоблок и вынужденно отказываюсь от тяжёлого.
Критерий №4. Выбор типа двигателя — бензин или дизель
У моего отца мотоблок с 6-сильным дизельным мотором воздушного охлаждения.
Недостатки дизелей:
- сам двигатель стоит в полтора раза дороже, чем бензиновый на столько же сил;
- запчасти многие тоже дороже;
- крайне громкий;
- дикие вибрации;
- топливная система — очень слабое место, учитывая качество нашего топлива;
- нормальные форсунки и ТНВД на эти моторы фиг найдёшь;
- трудный запуск, особенно на холодную, особенно, если нет стартера.
Лично я против дизелей ничего такого не имею. Более того, считаю их конструкцию гениальной. Но, всё же, больше люблю бензиновые моторы. Они дешевле при покупке и в ремонте. Работают тише и не сильно вибрируют. Запуск лёгкий даже без стартера с аккумулятором и в мороз.
Слабые места у бензиновых ДВС тоже, естественно, есть. И все о них знают. Для меня таких мест всего два — система зажигания и её чувствительность к влаге и воде. Если дизель опустить в воду, оставив сверху только воздухан, то он будет работать. С бензиновым мотором такой номер — не пройдёт.
Что касается экономичности. Я к этому вопросу всегда подхожу с учётом нескольких факторов. Основной из них — интенсивность эксплуатации. Например, я принципиально не устанавливаю на свою машину газ (он даже вписан), потому что выгоды от него я просто не увижу лет 50. А всё потому, что езжу мало. То же самое и с дизелями. Да, они, если хорошая солярка и правильно работающая топливная система — экономичнее бензиновых двигателей. Но не в разы, как многие думают. Чтобы разница в цене окупилась, мотоблок должен работать лет пять в режиме нон-стоп.
Достать солярки на халяву, что для многих является ключевым фактором при выборе мотоблока, у меня нет возможности.
Мой выбор — бензин. Главные критерии для меля лично — тихая работа.
Критерий №5. Мощность двигателя
Как правило, скромных мощностей мотоблочных двигателей хватает на выполнение вышеперечисленных работ с запасом. Даже сравнительно слабенькие моторы на 5-7 лошадок (пусть и китайских) без проблем тянут плуг, вращают фрезы и тащат нагруженный прицеп. Проблемы обычно возникают не из-за дефицита мощности, а из-за недостаточного зацепа с грунтом.
Зачем же тогда нужны мотоблоки с двигателями 12-18 лошадиных сил? Такая мощность просто необходима для работы активного навесного оборудования. Та же активная фреза, грохотная картофелекопалка, различные дровоколы, дробилки, мульчеры — всё это требует большой мощности на ВОМ. Что же касается задачи тянуть мотоблок вперёд — то 3-5 лошадок с лёгкостью с ней справляются. Был бы лишь только нормальный зацеп.
Соответственно, я остановился на диапазоне 6-9 лошадиных сил, поскольку активного навесного оборудования использовать не планирую. Плюс двигатель всегда можно поставить помощнее. Благо, китайцы просят за них не так уж много денег.
Критерий №6. КПП и редуктор
Лично мне очень нравится КПП тяжёлых мотоблоков. Она и удобнее в эксплуатации, и практичнее (много передач). Ремённые передачи я не признаю. Не знаю, почему. Не нравится, и всё тут.
К счастью, большинство лёгких мотоблоков оснащаются прямой передачей с 2-6 скоростями вперёд и 1-2 назад. Надо сказать, что КПП с двумя скоростями вперёд часто не устраивают их владельцев. Как правило, не хватает пониженной передачи, которая нужна для выполнения ряда сельхозработ. Китайцы приняли это во внимание, и начали штамповать коробки с тремя передачами вперёд. Хотя на многих лёгких мотоблоках с прямым приводом многоступенчатые КПП есть давно. Но они из дорогих, и их мало кто покупает.
Лично меня устраивает вариант, у которого нет ремней и есть три передачи вперёд. Моделей, отвечающих таким критериям, не так много пока что на рынке (среди бюджетного сегмента). Но есть. На такие и нацеливаюсь.
Критерий №7. Габариты и вес мотоблока
Габариты — важный для меня вопрос. Во-первых, особенности участка. Во-вторых, в гараж рядом с машиной тяжёлый габаритный мотоблок просто не влезет. А вот лёгкие модели — в самый раз.
Что касается веса, то он влияет не на сложность управления, как многие ошибочно думают. Даже наоборот, чем тяжелее мотоблок, тем работать им легче. Это подтверждают владельцы подобной техники, которым есть с чем сравнивать. Вес нужен для уверенного зацепа. Для лёгких мотоблоков это настоящая проблема. Зацепа особенно не хватает при пахоте.
Решается эта проблема тремя способами. Во-первых, мотоблок можно нагрузить дополнительными весами. У этого способа есть сразу два недостатка — мотоблоком становится крайне тяжело управлять на разворотах, плюс лишний вес давит на редуктор, сокращая его ресурс. Во-вторых, можно прикупить аграрные колёса большого диаметра с агрессивными протекторами. Блогеры с Ютуба показали уже, насколько это эффективно. Хоть и дорого.
Ну и, наконец, в-третьих, что планирую делать и я — это грунтозацепы с шипами. Что это такое, насколько оно гениально, покажу позже.
Критерий №8. Стоимость и бюджет
В Украине цены на мотоблоки варьируются в диапазоне от 350 до 2000 долларов. 350-400 баксов стоят мотокультиваторы. Легкие китайские мотоблоки продаются по цене 500-700 долларов. До 1000 баксов — это уже тяжёлые модели и гибриды. Неадекватно дорого стоят отечественные мотоблоки Мотор Сич. В общем, предложения есть на любой кошелёк.
Я пока что нацелился на модель, которая стоит 650 долларов. Стоит также учитывать, что на все перечисленные выше хотелки потребуется ещё столько же. Это если всё покупать, и ничего не делать своими руками, что с учётом цен на металл сегодня не так уж и выгодно.
Критерий №9. Перспективы
Самый сложный для меня вопрос в том, что я, в общем-то, хочу не мотоблок, а маленький мини-трактор. Работать на нём и легче, и приятнее. Его можно сделать из мотоблока. Но лучше всего это получается при наличии тяжёлого мотоблока. У нас даже продаются готовые КИТ-наборы. То есть, имеешь тяжёлый мотоблок, покупаешь такой набор (стоит порядка 400 баксов), и собираешь мини-трактор. На качество этих наборов пока что жалуются, но производитель потихоньку исправляется.
Из лёгкого мотоблока мини-трактор, как по мне, сделать сложнее. Но возможно. Потому такую перспективу не отбрасываю.
Видео: какой мотоблок купить
Итог
В итоге, на мой выбор мотоблока существеннее всего повлияло два фактора — желаемый функционал и особенности участка. Модель, на которой остановился пока что (сейчас зима, можно не спешить, и подумать ещё) — лёгкий мотоблок с 7-сильным бензиновым мотором, прямой передачей и КПП с тремя скоростями вперёд и одной назад. Марку называть нет смысла, так как всё оно китайское, и различается только наклейками и цветом.
❓ Какой мотоблок лично для меня лучше | Мой выбор мотоблока
В интернете полно материалов на тему — какой мотоблок выбрать. Естественно, я прочитал большинство из них. Около 90% статей и видео с таким названием созданы продавцами мотоблоков. Дают общие рекомендации, причем от людей, видевших технику только в витрине и на складе. Остальные материалы опубликованы практикующими владельцами мотоблоков, и здесь у них есть действительно полезные мысли.
Давно хотел мотоблок. Но особого смысла покупать его не было, так как он у моего отца уже 10 лет, и его было достаточно. Конечно, так как я живу отдельно от родителей, возможности полноценно эксплуатировать мотоблок нет. К тому же мой отец (да, как и я, собственно) относится к категории людей, предпочитающих не отдавать свою технику в чужие руки. В итоге решил обзавестись собственным мотоблоком. Желание во многом подогрели ютуб-блогеры, которые, как только не используют этот прием.
Мое видение классификации мотоблоков
Чтобы сразу не запутать моего читателя, кратко опишу, как я вижу классификацию мотоблоков. Для меня есть три класса:
- Мотокультиватор маленький, маломощный, сверхлегкий, дешевый, изначально предназначенный чисто для фрезерования небольших участков. Вес 30-60 кг. Двигатели всегда бензиновые, мощностью до 5 лошадей.
- Легкий мотоблок — К этому классу я отношу все модели, в которых вместо колес установлены фрезы. Оснащаются бензиновыми или дизельными двигателями с воздушным охлаждением. Вес, в среднем, 100 кг. Мощность варьируется в пределах 6-12 лошадей.
- Тяжелый мотоблок — по моей логике сюда входит все, что предусмотрено для работы с активной навесной фрезой (плюс характерный для моделей этого класса многоступенчатый редуктор). Вес более 200 кг. Они оснащаются дизелями с водяным охлаждением мощностью 8-15 лошадей или бензиновыми воздухоотводчиками мощностью до 20 лошадей (так называемые гибриды).
Лично я так это вижу. Возможно, кто-то классифицирует по другим принципам. ГОСТа здесь нет, поэтому можно подойти к вопросу творчески.
Критерий 1. Задачи, которые я планирую решать с помощью мотоблока
Этот критерий нужно запускать всегда. Конечно, не все проблемы можно решить. Появятся новые. Но, по крайней мере, вы всегда должны на что-то ориентироваться.
Планирую использовать мотоблок для следующих работ (начнем весной):
- Весенняя вспашка плугом (если не вспахана с осени).
- Боронование до близкой влаги.
- Фрезерование (основная функция любого мотоблока).
- Перевозка компоста из кучи на огороды.
- Нарезка борозд для посадки картофеля.
- Засыпка картофеля дисковым окучивателем.
- Прополка междурядий других культур (понравился метод Юрия Воробьева с ютуба, ниже есть видео).
- Прополка картофельных рядов так называемыми «ёжиками».
- Окучивание картофеля.
- Стрижка травы в саду (в настоящее время бензиновым триммером koshu).
- Перевозка сорняков, травы и другой органики в компостную кучу.
- Выкапывание картофеля.
- Подготовка почвы к посеву сидератов.
- Осенняя пахота.
- Очистка дорог и дорожек от снега.
В общем, работы, которую хотелось бы переложить на плечи лошадей мотоблока, не так уж и мало. Хотя это далеко не все, что можно сделать с помощью этой техники. Для всего этого легкий культиватор не подойдет. Вам нужен средний или тяжелый мотоблок. С задачами определился, теперь перехожу к следующему критерию.
Критерий 2. Размеры обрабатываемой земли
Здесь логика предельно проста — чем больше земли, тем мощнее и экономичнее нужно выбирать мотоблок. У меня небольшие площади. Я бы даже сказал минималистичный. Два садовых участка по 5 соток каждый. Трава, которую я скашиваю и храню в компосте, растет в саду (5 акров), за пределами двора (около пятидесяти) и за одним из садов (два акра).
Исходя из этого, мне не нужна экстремальная мощность и производительность. Но и дешевый мотокультиватор тоже не подойдет, так как, по сути, они могут выполнять только одну задачу – мучительное фрезерование почвы. Ну и косилку, с горем пополам, к нему можно пристроить. Все остальное как минимум легкий мотоблок.
Многие владельцы мотоблоков выбирают модель с учетом возможности подзаработать с ее помощью на соседних огородах. Лично меня такой способ работы не интересует. К тому же, как показывает практика, современные мотоблоки не обладают большим ресурсом, и они его исчерпывают до того, как покупка успеет окупиться. Да и, как по мне, это адский труд — обрабатывать землю мотоблоком за ту же цену, которую берет тракторист. Он делает работу за 10-15 минут. А с мотоблоком над одним и тем же придется полдня попотеть.
Критерий 3. Особенности участка
Лично для меня это один из основных критериев, который накладывает существенные ограничения на выбор мотоблока. Во-первых, один из моих садов с трех сторон огорожен забором, а с четвертой стороны соседский сад без бордюра. Учитывая и без того небольшую площадь, мне нецелесообразно оставлять 2-3 метра для разворота оборудования. Отсюда следует, что мне нужен маневренный мотоблок. А это мотокультиватор или легкий мотоблок. Культиватор я уже исключил из-за его ограниченного функционала. Учитывая следующие критерии, конечно, хотелось бы тяжелый мотоблок. Но…
Во-вторых, хочу построить небольшой узкий прицеп для перевозки компоста, органики и урожая в пределах участка к мотоблоку. На пути есть несколько ворот шириной до метра. Соответственно, опять же нужно что-то маневренное, шустрое. То есть снова выхожу на легкий мотоблок и вынужден отказаться от тяжелого.
Критерий №4. Выбор типа двигателя — бензиновый или дизельный
У отца есть мотоблок с 6-сильным дизелем воздушного охлаждения. На данный момент это второй, так как родной честно отслужил 8 лет и стал требовать капитального ремонта. То есть можно сказать, что дизель надежен. Еще говорят, что он экономичный. Третий теоретический плюс таких моторов — мощный крутящий момент, особенно на малых оборотах.
Недостатки дизелей:
- сам двигатель стоит в полтора раза дороже бензинового двигателя при той же мощности;
- многие запчасти тоже дороже;
- очень громко;
- диких вибраций;
- топливная система очень слабое место, учитывая качество нашего топлива;
- вы найдете нормальные форсунки и ТНВД для этих моторов;
- затрудненный запуск, особенно на холодную, особенно если нет стартера.
Лично я против дизелей ничего не имею. Более того, я считаю их дизайн гениальным. Но, тем не менее, я предпочитаю бензиновые двигатели. Их дешевле купить и отремонтировать. Они тише и не сильно вибрируют. Заводится легко даже без стартера с аккумулятором и в мороз.
Естественно, у бензиновых ДВС есть и слабые стороны. И все о них знают. Для меня таких мест всего два — система зажигания и ее чувствительность к влаге и воде. Если дизель опустить в воду, оставив сверху только воздух, то он заработает. С бензиновым двигателем такой номер не пройдет.
Что касается экономии. Я всегда подхожу к этому вопросу с учетом нескольких факторов. Главный из них – интенсивность эксплуатации. Я, например, газ на свою машину (он даже включен) принципиально не ставлю, потому что пользы от него просто не увижу лет 50. А все потому, что я мало езжу. То же самое и с дизелями. Да, они при хорошей солярке и исправно функционирующей топливной системе экономичнее бензиновых двигателей. Но не так сильно, как многие думают. Чтобы разница в цене окупилась, мотоблок должен пять лет работать в режиме нон-стоп.
У меня нет возможности получить дизельное топливо бесплатно, что для многих является ключевым фактором при выборе мотоблока.
Мой выбор — бензин. Основным критерием шлифовки вживую является тихая работа.
Критерий 5. Мощность двигателя
Как правило, скромной мощности двигателей мотоблоков хватает для выполнения вышеуказанной работы с запасом. Даже сравнительно слабые моторы на 5-7 лошадей (пусть и китайские) без проблем тянут плуг, вращают фрезы и тянут груженый прицеп. Проблемы обычно возникают не из-за недостатка мощности, а из-за недостаточного сцепления с грунтом.
Зачем тогда нужны мотоблоки с двигателями в 12-18 лошадиных сил? Такая мощность просто необходима для работы активного навесного оборудования. Тот же активный резак, просеивающая картофелекопалка, различные дровоколы, дробилки, мульчеры — все это требует большой мощности на ВОМ. Что касается задачи тянуть мотоблок вперед, то с ней легко справляются 3-5 лошадей. Был бы только нормальный крючок.
Соответственно остановился на диапазоне 6-9 лошадиных сил, так как активное навесное оборудование использовать не планирую. Плюс двигатель всегда можно поставить помощнее. К счастью, китайцы просят за них не так уж много денег.
Критерий 6. Коробка передач
Лично мне очень нравятся коробки передач тяжелых мотоблоков. Он и удобнее в использовании, и практичнее (много передач). Я не приемлю ременные передачи. Я не знаю, почему. Не нравится, вот и все.
К счастью, большинство легких мотоблоков оснащены прямой передачей с 2-6 скоростями вперед и 1-2 назад. Надо сказать, что коробки передач с двумя скоростями вперед часто не устраивают своих владельцев. Как правило, не хватает пониженной передачи, необходимой для выполнения ряда сельскохозяйственных работ. Китайцы это учли, и стали штамповать коробки с тремя передними передачами. Хотя многие легкие безредукторные мотоблоки уже давно имеют многоступенчатые коробки передач. Но они дорогие, и мало кто их покупает.
Лично меня устраивает вариант без ремней и с тремя передними передачами. Пока на рынке (среди бюджетного сегмента) моделей, отвечающих таким критериям, не так много. Но есть. Вот к чему я стремлюсь.
Критерий 7. Габариты и масса мотоблока
Габариты для меня важный вопрос. Во-первых, особенности сайта. Во-вторых, тяжелый габаритный мотоблок просто не поместится в гараж рядом с автомобилем. А вот легкие модели в самый раз.
Что касается веса, то он не влияет на сложность управления, как многие ошибочно думают. Наоборот, чем тяжелее мотоблок, тем легче им работать. Это подтверждают владельцы такой техники, которым есть с чем сравнивать. Вес нужен для уверенного захвата. Для легких мотоблоков это настоящая проблема. Крюка особенно не хватает при вспашке.
Эта проблема решается тремя способами. Во-первых, мотоблок можно нагружать дополнительными грузами. Этот способ имеет сразу два недостатка – управлять мотоблоком на поворотах становится крайне сложно, плюс лишний вес давит на коробку передач, снижая ее ресурс. Во-вторых, можно купить сельскохозяйственные колеса большого диаметра с агрессивным протектором. Ютуб-блогеры уже показали, насколько это эффективно. Хоть и дорого.
И, наконец, в-третьих, что я планирую сделать, так это ушки с шипами. Что это такое, насколько это гениально и эффективно, вы можете увидеть в видео ниже. Там человек делает подобные грунтозацепы своими руками, и утверждает, что при их использовании нет необходимости добавлять мотоблок. Не знаю почему, но это решение внушает мне доверие.
Критерий 8. Стоимость и бюджет
В Украине цены на мотоблоки колеблются от 350 до 2000 долларов. Мотокультиваторы стоят 350-400 баксов. Легкие китайские мотоблоки продаются по цене 500-700 долларов. До 1000 баксов это уже тяжелые модели и гибриды. Отечественные мотоблоки Мотор Сич неадекватно дороги. В общем, есть предложения на любой кошелек.
Сейчас я стремлюсь к модели за 650 долларов. Также следует учитывать, что на все вышеперечисленные хотелки потребуется одинаковая сумма. Это если все покупать и ничего не делать своими руками, что с учетом сегодняшних цен на металл не так уж и выгодно.
Критерий 9. Перспективы
Самый сложный для меня вопрос в том, что я вообще хочу не мотоблок, а маленький мини-трактор. Работать с ним и проще, и приятнее. Его можно сделать из мотоблока. Но лучше всего это делать с тяжелым мотоблоком. Мы даже продаем готовые наборы. То есть у вас есть тяжелый мотоблок, купите такой набор (стоит около 400 баксов), и соберите мини-трактор. На качество этих наборов до сих пор жалуются, но производитель потихоньку улучшается.
Из легкого мотоблока мини-трактор, как по мне, сделать сложнее. Но возможно. Поэтому я не отвергаю такую перспективу.
Видео: обзор мотоблока
Итог
В итоге на мой выбор мотоблока наибольшее влияние оказали два фактора — желаемый функционал и особенности участка. Модель, на которой я пока остановился (сейчас зима, можно не торопиться и подумать еще раз) — это легкий мотоблок с 7-сильным бензиновым двигателем, прямой трансмиссией и коробкой передач с тремя скоростями вперед и одной назад. . Марку называть нет смысла, так как она вся китайская, и отличается только наклейками и цветом.
Знакомство с мотоблоками для малых площадей
В течение десятилетий мотоблоки были основным оборудованием для небольших ферм в Европе и становятся все более популярными в Соединенных Штатах. Чтобы узнать больше, мы поговорили с одним из ведущих национальных экспертов по мотоблокам, основателем Earth Tools Джоэлем Дюфуром о том, как они работают и для каких типов недвижимости они лучше всего подходят.
Если вы хотите стать более самостоятельным, выращивая себе еду, имеете амбициозные планы по поводу приусадебного участка или хотите иметь огород и попробовать себя во второй карьере, трактор может облегчить работу и сэкономить вы тонны телесного износа.
Но если у вас всего несколько акров (или вы планируете возделывать только несколько акров), инвестиции в трактор могут показаться слишком дорогостоящими — с точки зрения денег, времени и обслуживания.
Хорошая новость заключается в том, что существует надежный и доступный вариант мотоблока для небольших площадей.
Чтобы лучше понять мотоблоки и их многочисленные области применения, мы поговорили с основателем и владельцем Earth Tools в Кентукки Джоэлом Дюфуром. Он провел последние 40 лет, используя, продавая и ремонтируя пару самых популярных итальянских брендов мотоблоков в Северной Америке и за ее пределами. Earth Tools также продает широкий ассортимент высококачественных европейских ручных инструментов для сельского хозяйства и садоводства.
Краткая история мотоблоков
Концепция мотоблоков не нова. Они были быстро приняты в Америке и Европе после Второй мировой войны. Затем мотоблок пережил спад в США.
По словам Дюфура, «1950-е годы были их расцветом. После Второй мировой войны Министерство сельского хозяйства США изменило свою направленность и заявило: будь большим или уходи. Пригороды начинались там, где были лучшие сельскохозяйственные угодья, окружавшие города, и превращались в разбросанные жилые дома в стиле сетки. Сдвиг превратился в покупку еды в супермаркете, потому что она была произведена там, где она дешевле, а не в том, чтобы выращивать ее самостоятельно или покупать на местном рынке».
К счастью, мотоблок не испытал такого спада в Европе, где традиция сильна и по сей день.
«Европейцы сказали, что нам нужно реструктурировать [как в случае с Америкой], но, по их мнению, сельскохозяйственную систему [и масштабы] не нужно было менять, ее нужно было только модернизировать. Говорили, что пользоваться мотоблоком так же хорошо, как и копытным поголовьем вспахивать поля, только кормить его не надо. Вам приходилось работать только половину времени, избавляя от необходимости выращивать и заготавливать сено, чтобы животное пережило зиму».
Возобновление сегодняшней популярности этих тракторов во многом связано с местным движением медленного питания. Самыми известными огородниками в этой области, продвигающими их использование, являются Эллиот Коулман, автор книги «Новый органический садовод» (1989), а совсем недавно Жан-Мартин Фортье, автор книги «Огородник» и телеведущий, с которым мы разговаривали пару лет назад.
Что делает мотоблок трактором?
Дюфур говорит: «Мотоблок по определению — это то, что работает с разными орудиями, точно так же, как [4-колесный] сельскохозяйственный трактор работает с разными орудиями. Что может сельскохозяйственный трактор? Сельскохозяйственный трактор на 100% бесполезен сам по себе, к нему должно быть прикреплено орудие, чтобы сделать его полезным, иначе вы ездите на нем по полю и ничего не делаете. Мотоблок — то же самое; на нем должны быть инструменты, чтобы сделать его полезным. У него те же функции, что и у полноразмерного сельскохозяйственного трактора, за исключением работы с фронтальным погрузчиком и некоторых других задач».
В сравнении полноразмерного сельскохозяйственного трактора с мотоблоком есть сильные и слабые стороны.
Одно из основных преимуществ — более 50 доступных инструментов, позволяющих пользователю выполнять все виды работы по дому.
«Поразительно, что вы можете сделать с мотоблоком от обработки почвы до скашивания, уборки снега и прессования сена с помощью граблей и комплекта для прессования сена».
Далее он говорит: «Прелесть мотоблока в том, что это небольшой компактный силовой агрегат с ОДНИМ двигателем. Если вы находитесь на загородном участке, у вас есть другие вещи, которые нужно сделать. Если вы собираетесь работать в саду, вам понадобится культиватор или почвообрабатывающее устройство. Если вы хотите сохранить землю в каком-то ином, чем дикое первобытном состоянии, вам понадобится какая-нибудь косилка или кусторез, измельчитель для уборки веток, косилка, если вы собираетесь собирать сено. И вам понадобится транспортировать материалы, например, камни, древесину или компост. Выполнение этих задач с помощью традиционного садово-огородного оборудования означает наличие отдельного двигателя для КАЖДОЙ единицы оборудования».
Основная слабость, если хотите так назвать, мотоблока касается масштабов обрабатываемой земли. Дюфур отмечает, что лучший масштаб для мотоблока составляет около 2 акров для обработки почвы, но может быть до 15 акров для таких работ, как уборка сена.
Еще одним огромным преимуществом является то, что они потребляют очень мало топлива и очень эффективны.
Дюфур говорит: «Вы используете топливо для выполнения работы орудия и не более того. Полноразмерные тракторы дают вам то, что вы перемещаете весь вес трактора, поэтому вы перемещаете много стали по полю, чтобы косить или обрабатывать землю. Если у вас есть склоны, вы используете еще больше топлива.
«Походные тракторы настолько легкие, что это почти орудие с двигателем на нем. Когда вы разбираете его до руля и двигателя, он весит всего около 100 фунтов, поэтому для его перемещения почти не требуется энергии. По опыту мы знаем, что от 90 до 95 % энергии двигателя передается на орудие, а не на колеса, в то время как у сельскохозяйственного трактора гораздо больший процент мощности уходит на самопередвижение».
Для какой предельной площади/масштаба лучше всего подходит мотоблок?
Хотите знать, подходит ли на вашем участке мотоблок? Согласно Дюфуру, в лучшем случае эти тракторы двигаются со скоростью около 3 миль в час с косилкой, а ширина скашивания зависит от типа косилки, самая широкая косилка достигает 6 футов. Таким образом, если у вас есть значительная площадь земли, вы можете посчитать и выяснить, что это займет много времени (от 1/2 акра до 1 акра в час, в зависимости от типа косилки).
Но трудно спорить о преимуществах, которые эти агрегаты могут дать на небольших площадях.
В начале своей карьеры в сельском хозяйстве Жан-Мартен Фортье работал с компанией Джоэла Earth Tools, потому что они предлагали самый большой выбор шагающих тракторов и сельскохозяйственных орудий для шагающих тракторов в Северной Америке, а именно итальянские бренды тракторов BCS и Grillo, а также множество совместимых орудий.
«Самый большой сегмент рынка, на который они продают, — это рыночные фермеры [садовники]. Я работал с Жаном-Мартеном Фортье еще в 2008 году, и вся его идея заключалась в том, что если вы обрабатываете полтора акра, вам не нужно ничего, кроме мотоблока, что абсолютно верно. Все в этом диапазоне до 2-2,5 соток. Вы преодолеваете это и начинаете напрягаться из-за времени, которое требуется для выполнения необходимых задач. Большой трактор будет обрабатывать землю быстрее в больших масштабах».
Насколько легко ими управлять?
В зависимости от модели, объема двигателя и используемого навесного оборудования эти тракторы могут весить от 250 до 450 фунтов. Работа с такой машиной может быть пугающей, но научиться и освоить ее несложно.
Дюфур говорит: «Кривая обучения не слишком крутая, если у человека есть хоть какой-то опыт работы с механикой. У нас есть много одиноких женщин-фермеров, использующих их, что говорит о многом. Женщины не такие большие, как мужчины, но они все же могут управлять этими машинами. Они могут справиться с большими моделями мощностью 13 лошадиных сил, и с ними они управляют небольшими фермами».
Он продолжает: «Крутая часть кривой обучения — это использовать рычаги и физику машины, чтобы помочь им выполнять работу и помочь им изменить орудия».
В этом контексте Dufour подчеркнул основное преимущество реверсивных рулей.
«Это единственное, что отличает итальянские мотоблоки (например, BCS и Grillo) от любых других. Вы можете за считанные секунды повернуть руль, чтобы включить отбор мощности (ВОМ) спереди. Это дает возможность прикреплять навесное оборудование как спереди, так и сзади, и это является ключом к пониманию того, как правильно им управлять».
«Прогулочный трактор — это точка опоры. Это одна ось, поэтому важно, как она сбалансирована с навесным оборудованием на одном конце и навесным оборудованием на другом. Вам необходимо добиться правильного баланса, чтобы максимально упростить использование навесного оборудования», — говорит Дюфур.
В сети есть много видеороликов, демонстрирующих его работу. У компании Dufour Earth Tools есть много видео-инструкций от обслуживания до эксплуатации.
Как насчет обслуживания?
Учитывая, что к этим тракторам можно присоединить более 50 навесных орудий, можно предположить, что многое может сломаться, но это не так.
«Они понравились мне как чрезвычайно практичная машина, высокоэффективная и чем-то, чем можно гордиться с точки зрения представления качественного продукта. Большая часть садового и садового инвентаря предназначена для одноразового использования, и мне как защитнику окружающей среды это не понравилось. Чем больше можно использовать продукт и чем дольше срок службы произведенного продукта, тем лучше для всех».
Во многих случаях компания Dufour обслуживала машины, купленные в 1970-х годах.
«Есть люди, которые купили у моего отца (который владел бизнесом до того, как Джоэл превратил его в Earth Tools) еще в 70-х, и первоначальный владелец мог быть мертв, но он был передан некоторым членам семьи, и они позвони мне за запчастями, так как машина все еще работает.
«Поскольку они так хорошо сделаны, они служат долго и их можно обслуживать даже спустя годы. Запчасти все еще доступны, и Earth Tools готова работать с кем угодно».
Частично их надежность делает их конструкция.
Дюфур заключает: «Оборудование по сравнению с 70-ми годами все еще похоже с несколькими более современными модернизациями, но в целом все тракторы с редуктором остались такими же, какими они были 40 лет назад. Это прочные пуленепробиваемые машины, которые можно передавать из поколения в поколение».
Сколько стоит мотоблок?
Короче говоря, если сравнивать эти тракторы с более крупными тракторами, они стоят в несколько раз дешевле.
«Диапазон цен на первоначальный трактор составляет от 2000 до 6000 долларов США, в зависимости от модели. Большая часть из 50+ доступных орудий стоит от 800 до 2000 долларов, хотя у вас есть большие орудия, такие как пресс-подборщик, которые стоят около 10 000 долларов».
Указанные цены являются стоимостью новой машины. Рынок подержанных машин для этих машин также является отличным местом для поиска, если вы делаете покупки с ограниченным бюджетом.
Одна из тем, которая постоянно поднималась в этом разговоре, — надежность, долговечность и удобство обслуживания машины. Так что, если вы делаете покупки на рынке подержанных автомобилей и находите его, даже если ему 40 лет, есть вероятность, что вы сможете найти запчасти и починить его. В этом вам помогут Earth Tools. Дюфур и его команда помогают устранять неполадки, заказывать запчасти и проводить ремонт. «Мы верим в помощь и будем работать с кем угодно».
Вы также можете найти объявления о подержанных мотоблоках и навесном оборудовании на доске объявлений их компании здесь.
Подходит ли мотоблок для вашей сельской местности?
Все зависит от вашего контекста. Это размер вашей собственности, количество, которое вы хотите обработать / возделывать, и какие другие задачи, связанные с трактором, вам нужно выполнить на вашей небольшой площади.