Высокое барокко: Стиль барокко в архитектуре Европы простыми словами
Архитектура барокко. Франческо Борромини | Журнал Ярмарки Мастеров
Люблю я барокко. А кто больше всего преуспел в этом стиле, как не итальянцы? И кого из них считать одним из ярчайших представителей барокко, как не Франческо Борромини?
Жил он в Риме в 17 веке и был архитектором, постоянно соперничая с другим известным мастером того времени, Лоренцо Бернини (который был преимущественно скульптором) за папское внимание.
Интересно, что в начале творческого пути Бернини и Борромини вместе работали над одним проектом — палаццо Барберини. Зачатки соперничества проявились уже там — в виде двух лестниц, которые так и называют по фамилиям архитекторов, их проектировавших.
Лестница Бернини Лестница Борромини
Эти лестницы такие же разные, как и авторы, их проектировавшие. Стоит добавить, что первая лестница большая и просторная, с высокими колоннами, а вот вторая очень тесная, и колонны на ней гораздо меньше (хотя прочувствовать это на фотографии довольно сложно).
Его первым большим проектом была церковь Сан Карло алле Куаттро Фонтане. Она много раз перестраивалась, и в итоге обрела все черты радикального стиля Борромини. И неизменные овалы вместо кругов.
Она весьма интересна не только снаружи, но и внутри.
Еще один заказ — оратория Сан Филиппо Нери в монастыре филиппинцев.
Фасад церкви Сант-Иво алла Сапиенца искусно вписан во внутренний двор университета.
Шестиугольную форму церкви связывают с формой пчелиных сот (пчела была символом божественной мудрости и геральдическим символом семьи Барберини, к которой принадлежал папа Урбан VIII).
Над церковью Сант Аньезе ин Агоне, расположенной на пьяцца Навона, работал не только Борромини. У каждого архитектора был свой подход, и проект претерпел множество изменений.
Последняя работа Борромини — алтарь церкви Сан Джованни деи Фиоретини.
Вскоре после окончания работ архитектор покончил с собой. Наверняка он был мрачным, нервным человеком, которого одолевали депрессии. Как я уже писала, беспокойство наполняет все его проекты. Наверное, эта небывалая для архитектуры эмоциональность и делает их такими притягательными.
Фотографии частично мои, частично с просторов интернета.
что это такое, стиль картин, эпоха раннего в живописи и искусстве, примеры скульптуры, элементы художников, хаус
В переводе с итальянского языка, barocco – «странный, удивительный, причудливый». Стиль барокко зародился в период становления монархического строя правления в Италии. Он получил широкое применение в области изобразительного искусства, скульптуры, музыки и архитектуры. Его призванием стало прославление могущества церкви и аристократического общества того времени.
История возникновения барокко – новая эпоха в Европе на смену Возрождению
Именно в Италии на смену Высокого Возрождения возник барочный стиль (16-й век). Не смотря на тяжелое политическое положение страны, где господствовали иностранцы (испанцы и французы), Италия продолжает оставаться культурным центром Европы. В этот период итальянцы не могли позволить себе выстраивать новые шикарные замки (романские или готические, как он назывался ранее, по стилю) .
Появление барокко позволило создавать иллюзию богатства, обходясь без дорогостоящих материалов.
Активное развитие культуры началось по причине недостатка средств. Возведение шикарных палаццо было не по карману знати и представителям церковной власти, но они все же нуждались в подтверждении собственной состоятельности и мощи. Высшие сословия обратились за помощью к искусству – появившееся направление их возвышало и за счет этого набирало все большую популярность.
Витиеватость узоров и массивность дерева в стиле барокко
Черты и особенности стиля
Для направления барокко присущи контрастность образов и их динамичность, совмещение иллюзорных форм и реальности, великолепие композиций. В интерьерах и экстерьерах построек применяются скульптурные элементы, рустованные колонны, волюты и раскреповки, а также пилястры. Нередко можно было встретить развернутые колоннады значительных масштабов. Стиль барокко от маньеризма унаследовал тенденцию поражать воображение. Это можно наблюдать в сложных купольных формах, выполненных в виде многоярусных конструкций. К отличительным чертам также относится использование кариатид, атлантов и маскарон.
Тенденции вычурности и напыщенного богатства также можно проследить еще в стиле Викторианской эпохи.
Кариатиды, атланты и маскароны
Интерьер
В моду барочного интерьера широко входят необычные композиции ассиметричных рисунков декора, изображения вогнутых и выпуклых форм. Четко выражены вертикальные линии колон и членений горизонтального типа, что присуще еще и колониальному стилю.
Стиль барокко идеально сочетается с интерьером помещений значительного размера – многообразные украшения и мебельные гарнитуры занимают невероятно большое пространство комнаты.
На фото представлен один из ярчайших примеров интерьера в направлении барокко.
Интерьер в стиле барокко
Мебель
Мебель в стиле барокко – уникальное произведение искусства, поэтому она использовалась чаще всего для создания интерьерной композиции помещения. Мягкие гарнитуры (диваны, кресла с деревянными ножками, стулья) обивались дорогостоящими материалами насыщенных оттенков. Гигантские шкафы из дерева украшались резными гравировками и однотонными рисунками. Очень популярны были громадные кровати с нарядными навесами, с которых струились вниз красочные покрывала. Гостиным помещениям во времена барокко уделялось особое внимание – в шикарных залах принимали гостей и устраивали балы.
Мебель в стиле барокко
Оформление стен
В интерьере барокко использовалась настенная роспись. Высокие мраморные стены были покрыты крупными многоцветными изображениями, дополненными обильной позолотой и фресками на потолках. А картины невероятных размеров и обрамленные богатыми рамами (с позолотой или лепниной), довершали общую композицию невероятного великолепия.
Изображения на стенах в стиле барокко описывали сцены из мифологических сказаний.
Классическое представление барокко в современном интерьере
Оформление полов
Мраморный пол служил гармоничным контрастом общему интерьеру гигантских залов. Он оформлялся в виде плиток, расположенных в шахматном порядке. Цветовая палитра не отличалась особенным разнообразием – использовались однотонные цвета. На фото выше можно и просмотреть, как оформлялись полы в стиле барокко.
Живопись
К характерным особенностям становления живописи в барочный период относятся:
- Броская цветовая палитра.
- Динамичность композиции.
- Пышность «плоских» форм.
Яркие примеры картин эпохи барокко можно наблюдать в творчестве Рубенса («Распятие», «Страшный суд», «Битва греков с амазонками») и Караваджо («Больной Вакх», «Отдых на пути в Египет», «Призвание апостола Матфея»).
“Страшный суд”, Рубенс
Архитектура и ее представители
Отличительными чертами архитектуры барокко стали текучесть криволинейных и сложных форм, а также невероятный размах стилистического пространства. Изобилие скульптурных творений декорируют фасады здания церквей и соборов.
Во многих странах стиль барокко в архитектуре получает огромную популярность. Только во Франции он был не настолько выражен – к барочным памятникам даже употребляется термин «классицизм».
Классицизм – это направление в искусстве (17-19 вв). Характеризуется возвращением к античному искусству и культуре, которая считалась идеальным образцом.
Неоценимый вклад в области архитектуры внесли:
- Донато Браманте – основоположник барочного зодчества.
- Джакомо Делла Порта, Карло Мадерна и Доменико Фонтана – архитекторы раннего периода барокко.
- Франческо Брромини – представитель радикального зодчества.
- Сантино Солари – создал первый барочный собор в Зальцбурге.
Архитектура барокко
Скульптура
Лоренцо Бернини
Органически присущей частью искусства барокко являлась скульптура. Самым знаменитым скульптором 17-го столетия был признан Лоренцо Бернини. Его наиболее популярные работы на мифологическую тематику:
- Плутон (бог подземного царства), похищающий Прозерпину.
- «Экстаз святой Терезы» – алтарная группа, расположенная в одном из храмов Рима.
- Аполлон (бог света), преследующий нимфу Дафну, которая чудесным образом превращается в дерево.
На фото изображена скульптура в стиле барокко, выполненная из дерева. Именно этот материал преобладал при создании скульптур, а для большей реалистичности с хрустальной срезкой и стеклянными глазами.
Мода
Эпоха барокко развивается во времена правления Людовика XIV (2-я половина 17-го века), когда при дворе царил безукоризненный этикет. Законодателем модных тенденций в Европе была Франция, и другие страны строго следовали французским направлениям в моде.
Для европейских нарядов характерна невероятная пышность, дополненная многочисленными украшениями.
Модные веяния барокко
Платья прекрасных дам видоизменились – в отличие от эпохи Раннего Ренессанса они были на китовом усе. Наряд книзу юбки плавно расширялся, а сзади платья прикреплялся шлейф. Глубокий вырез декольте открывал плечи, а вошедшие в моду высокие прически покрывались косынками и чепчиками из тонкой ткани.
Мужчины носили длинные кафтаны, украшенные кружевами и красочными бантами. Высокие ботфорты носили исключительно во время военных походов или в полях. В гражданской же обстановке представители сильного пола носили туфли. Обувь украшалась аграфами (пряжки), но со временем более популярными стали банты.
Головы кавалеров покрываются элегантными париками, распускающимися кудрявыми локонами по плечам и торчащими вверх. Как женщины, так и их кавалеры стали использовать косметику в непомерном количестве. Лица и парики тщательно напудривались. Кроме того, появились мушки – они придавали яркий контраст невероятной белизне кожи.
Пример нарядов времени барокко можно наблюдать на фото.
Искусство: художественные картины в барочном стиле
И.С. Бах
В самом конце эпохи ренессанса появляется музыка барокко, которая становится предшественником культуры классицизма. Наблюдается противопоставление инструментов и голосов, солистов и хора, а также сочетание форм значительных масштабов. Возникают инструментальные жанры, а ведущее положение занимают опера, жанры кантаты и оратории.
Известные музыканты и композиторы:
- Ч. Бернелли, Г. Рейтер, И.И. Фукс, Д. Фантини, У.Г. Руэ, И.Г. Вюлькен – знаменитые трубачи.
- И.С. Бах, Ф. Джеминиани, Жан-Батист, А. Вивальли, С. Шейд – известные композиторы.
Человек
Люди эпохи барокко считали естественным поведением проявление бесцеремонности, дикого невежества и даже самодурства. Женщины придерживаются безукоризненной белизны кожи и очень дорожат ею. Они украшают свои головы замысловатыми прическами и появляются в высшем обществе в элегантных туфельках на невысоких каблучках.
Олицетворением мужского идеала становится “джентельмен” – образ спокойной, мягкого, уравновешенного мужчины. Усы и бороды теперь сбривают, напудривают парики, пользуются парфюмом. Споры между представителями сильного пола проявляются в дуэлях.
Именно во время барокко начинают появляться элегантные салфетки и вилки, что относится к изысканности столового этикета.
Бог представляется людям не как спаситель человеческих душ, а как Величайший Архитектор, сотворивший мир подобно часовому механизму.
В столицах европейских государств открываются научные сообщества и многочисленные Академии наук. Исаак Ньютон в 1689 году создает труд под названием “Математические начала натуральной философии”, а также открывает “Закон всемирного тяготения”. Карл Линнец публикует в 1735-м году известную работу по систематизации биологии “Система природы”. Галилей доказывает предположение о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Начинается период открытия новых земель и парусники невероятных размеров путешествуют по просторам мировых океанов.
Символы литературы: искатели удивительных приключений и предприимчивые путешественники (Барон Мюнхаузен, Робинзон Крузо, Гулливер). Нормой в художественной лексике считаются иносказания.
Иллюстрация “Путешествия Гулливера”
Виды обоев для стен: как их правильно подобрать и как правильно поклеить.
Какими бывают современные серванты для гостиной читайте в этой статье.
Состав ламината: https://trendsdesign.ru/materialy/napolnye-pokrytiya/laminat/laminat-sostav-osnovnye-osobennosti-pokrytiya.html
Краткий видео-обзор на стиль Барокко
youtube.com/embed/V0SkEZ_kv_U?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>
Выводы
Век барокко возник в 16-м столетии и приобрел широчайшую популярность на территории Западной и Восточной Европы. Этот период развития культуры и искусства принято считать предвестником победоносного шествия «цивилизации Запада». Производной стиля барокко считается рококо – более спокойный и утонченный стиль в интерьере на фоне своего предшественника. Так же читайте об архитектуре Ампир.
Рекомендуем также прочитать что это неоклассика.
Основные черты архитектуры барокко с примерами на фото
Церковь Сант Аньезе ин Агоне (1653- 1661) в стиле барокко. Создана в честь раннехристианской мученицы св. Агнессы Римской в Риме. Первоначально церковь строил Райнальди, затем ее достраивал Борромини. Площадь Навона. Рим.
Архитектура барокко, долго не воспринимавшаяся поклонниками классических форм, как самостоятельный и самодостаточный стиль, появилась на изломе позднего Ренессанса, как его продолжение и развитие. В какой-то степени это был возврат к философии готики, поскольку стиль отражал идеологию католицизма: экспрессивность, мистицизм, иллюзорность, присущие барокко, характерны и для мировоззрения католиков. Таким образом, можно говорить о том, что барокко возникло при слиянии философии античного искусства с ментальностью католического духовенства. Одно из стилистических течений итальянского барокко назвали «стилем иезуитов», или «трентино». Основателем этого направления стал член ордена иезуитов А. Поццо, автор росписи «Апофеосис», изображающей вознесение Игнатия Лойолы — главы ордена иезуитов — на плафоне церкви Св. Игнатия в Риме (1684 г.) А. Поццо был архитектором, живописцем, скульптором. Идеи вознесения, парения, бестелесности реализовывались художниками, оформляющих потолки и стены храмов. Росписи словно прорывали плоскость стен или потолка, не учитывая конструктивные особенности архитектуры. Архитектура этого периода становится очень живописной и насыщенной художественными деталями. Путем различных приемов создавались иллюзорные конструкции: нарисованные архитектурные элементы создавали почти незаметный переход от реальной конструкции к вымышленной, что визуально изменяло пространство.
Роспись «Апофеосис» кисти А. Поццо на плафоне церкви Св. Игнатия в Риме.
Основная художественная идея архитектуры эпохи барокко — психологическое воздействие на человека, его подчинение динамике и активности стиля, высокий градус эмоциональности. Мастера архитектуры в стиле барокко искали красоту не в природе, а в своем воображении, опираясь на античные традиции. Кроме красоты барокко требовало от произведений искусства, в том числе архитектуры, грации, изящества, а также соответствия таким понятиям, как «кортезия», что означает «теплота», «нежность» — зодчие эти качества передавали своим сооружениям с помощью пластики форм и поверхностей. К основным чертам барокко в архитектуре относятся несопоставимые с человеческими пропорциями масштабы архитектурных деталей. В классике все формы пропорциональны, разделены друг с другом, соразмерны зрителю, имеют четкие контуры. Нормой же в барокко считались размеры окон, дверей, порталов в десятки раз превышающие человеческий рост. Другая черта барокко в архитектуре: это многократное повторение в фасаде одного здания одних и тех же деталей и декоративных приемов. И. Грабарь (русский художник, искусствовед, музейный деятель.1871-1960гг.) писал об итальянской архитектуре эпохи Барокко: «Неврастеническая восторженность удваивает и утраивает все средства выражения: уже мало отдельных колонн, и их, где только можно, заменяют парными; недостаточно выразительным кажется один фронтон, и его не смущаются разорвать, чтобы повторить в нем другой, меньшего масштаба. В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся и опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, которая же из них верная? Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм». Многократное повторение создавало сложную систему использования архитектурных элементов: появились группы пилястр, по сторонам пилястры дополнялись полупилястрами, интервалы между пилястрами обрамлялись плоскими рамами. Такие черты барокко в архитектуре стали антиподом ренессансного представления о гармонии. Архитектура барокко (фото внизу), относится к раннему периоду: в сооружении многократно повторены архитектурные элементы, благодаря выступающим полуколоннам – одинарным и сдвоенным, усиливается эффект светотени, что придает зданию динамичность.
Ранее барокко. Латеранский дворец (Palazzo del Laterano) построен по приказу папы Сикста V в 1586 г. по проекту Доменика Фонтана.
Фасад церкви Иль-Джезу п(1575- 1584 гг.). Проект Виньолы. Архитектор Джакомо делла Порта.
Фасад становился декорацией, а внутреннее пространство могло получить неожиданные для зрителя размеры благодаря созданию иллюзий из света и тени, рисунками и росписям. Главное – эффект неожиданности впечатления и внезапности. Геометрические фигуры, участвующие в формообразовании зданий, теряют стационарность – вместо окружности используют овал, прямоугольник становится заменой квадрату. Если в эпоху Ренессанса расчеты строились на соотношении простых чисел, то, как и раньше в готике, в архитектуре эпохи барокко, стала использоваться система триангуляции (способ расчета пропорций на основе равностороннего или равнобедренного треугольника, который считался символом «Божественной гармонии»). Создавались планы строений в виде геометрических фигур: треугольников, пентаграмм, звезд, овалов, что придавало фасадам и интерьерам зданий динамичность. Пример архитектуры барокко на фото внизу: план церкви Сан Иво («иезуитов стиль») архитектора Ф. Борромини представляет собой «Звезду Давида» — два пересеченных равносторонних треугольника.
Сан Иво. Архитектор Ф. Барромини. 1642- 1660 гг.
Визуальная функциональность сооружений барокко не всегда соответствует реальности. Реальная тектоника означает, что зрительное восприятие соответствует конструкции строения, а мнимая тектоника, антитектоника, напротив, создает иллюзорные образы. Тектоника призвана показать, что строение надежно, устойчиво, способно создать человеку надежную защиту, укрыть его от невзгод и при этом «не придавить» тяжестью стен или других архитектурных элементов. Архитектура барокко создала сооружения антитектоничные, которые вместо стабильности и жесткости дают ощущение неустойчивости; вместо стационарности — движения и трансформации.
Фасад церкви Сан Карло «У четырех фонтанов» в Риме (1638- 1667 гг.) Борромини создал сочетанием выпуклых и вогнутых объемов.
Еще одной чертой архитектуры эпохи барокко становится так называемая «боязнь пустоты», когда фасад заполняется обилием деталей, скрывающих конструкцию. Четкие границы, замкнутость архитектурных элементов и декора, характерные для Ренессанса, вытесняются пластикой, перетеканием форм, что приводит к исчезновению четкого контура конструкций. В барокко нередко использовался нарушенный ритм в декорировании, прием «выходов за раму», для стиля характерна игра объемов, света и тени. Архитекторы барокко создавали стены динамичных форм: они могли сходиться под острым углом, создавая ощущение ножа, режущего улицу на части, быть вогнутыми или выпуклыми. Пример архитектуры барокко на фото внизу:
Палаццо Кариньяно (Palazzo Carignano, 1679 г.) Проект архитектора Гварини. Фасад здания с кирпичной кладкой, который выходит на пиацца Кариньяно, создан в стиле барокко 17 века. Он имеет вогнуто-выпуклую форму.
Среди архитектурных приемов барокко: установка колонн группами, пучками, отодвинутыми от стен или напротив, словно бы «утопленных» в стены, что создавало эффект выступающих или отступающих поверхностей. Скульптурные композиции, обильно украшающие архитектуру эпохи барокко, усиливали чувство размытости границ, зыбкость стен, которые перестают казаться надежными опорами, отделяющими внутреннее пространство от внешнего мира. Черта архитектуры эпохи барокко – гигантизм. Декор старались увеличить, сделать монументальным. Волюты – декоративные завитки – становятся огромными (например, на фасаде церкви Иль-Джезу в Риме). Примером гигантизма может служить творчество архитектора Бернини (Жан Лоренцо Бернини (1598- 1680гг). Созданный им шатер-киворий (29 м. в высоту) в соборе Святого Петра ошеломляет зрителя своими масштабами, несоразмерными с размерами человеческого тела. К центру собора, внутренние интерьеры которого оформлены Бернини, пространство будто бы вырастает, купол отодвигается вверх на головокружительную высоту, нависают огромные статуи, что давит на пришедшего сюда зрителя, создает ощущение человеческой незначительности, никчемности против величия сооружения. Стендаль в начале 19 века писал: «Если иностранец, придя в собор Святого Петра, вздумает осматривать все, у него начнется сильнейшая головная боль».
В интерьере собора Святого Петра в Риме отражена несоразмерная масштабность архитектурных элементов и декора с размерами человеческого тела.
Зодчие барокко
Каждый зодчий стремился передать через свои творения собственное мировоззрение. Характерные черты творчества Бернини — нарочитость, гигантизм, театральность, бутафория. Например, в Риме перед собором Святого Петра Бернини выстроил колоннаду, скрывающую хаотичную городскую застройку, расположенную за ней, и сформировал мнимое пространство площади. Он создавал площади с памятниками и фонтанами, фасады — декорации, прикрывающие здания. Бернини был мастер иллюзии и дематериализации, используя для этого самые разные способы, соединял в одной композиции разные материалы, способы окраски, передавая ощущение легкости, движения по воздуху даже большим и тяжелым фрагментам декора. В Риме строил последователь творчества Бернини — К. Райнальди. В Венеции творил Б. Лонгена, создавший церковь Санта Марна делла Салуте (1631- 1682 гг.) Болонец С. Серлио, последователь маньеризма, создал основы приемов нарушения традиционных пропорций в строительстве, например, чтобы создать у зрителя ощущение давления на здание, его тяжести, предложил делать каждый следующий этаж на четверть ниже предыдущего. Математик, профессор философии, зодчий Г. Гварини в архитектуре барокко сочетал разные архитектурные формы и габариты в одном сооружении, как на фото внизу:
Храм Сантуарио делла Консолата (Santuario della Consolata Храм Консолата — Богоматери Утешительницы, с 1679 г. ) Архитектор Г. Гварини.
Декор эпохи барокко
Для декора в архитектуре эпохи барокко характерно сочетание изображений персонажей из разных периодов и религий: мифологических, библейских, новозаветных героев и фигур-аллегорий, а также символических знаков и атрибутов. В одном ансамбле могли оказаться рядом скульптура Мадонна и статуя Афродиты, в одной композиции оказывались Христос и Юпитер. Католический крест соседствовал с трезубцем Нептуна, а символом Вознесения становилась колесница бога Солнца. Языческие боги уживались с изображениями заказчиков проекта, а также с католическими святыми. Так мастера барокко подчеркивали фантастичность своих произведений, и церковь, хотя и протестовала против подобных смешений, все же вынуждена была смириться c этими чертами стиля. В 1644 г. Иннокентий X велел возвести египетский обелиск, привезенный в Рим императором Каракалла. Бернини создал проект необычного фонтана, разместив вокруг египетского обелиска фигуры речных богов самых известных рек – Нила, Ганга, Дуная, Ла-Платы.
Лоренцо Джованни Бернини. Фонтан Четырех Рек на площади Навона в Риме. (Fontana dei Quattro Fiumi) 1648—1651 гг.
Архитектура барокко поражает сочетанием возвышенности и экзальтации с чрезмерной театральностью. Барокко — это стиль крайностей, контрастов, иллюзий, из-за чего он долго не был признан среди поклонников четких, строгих и ясных форм античности, считавшие барочность – признаком дурного вкуса и пошлости.
Автор текста: Марина Калабухова
Стиль Барокко в моде и искусстве. — Искусство
Стиль барокко неправилен, вызывающ, громоздок. Это стиль богатства, богатства, которое не прячут, роскоши, которой не стесняются. Больше золота и больше красок!
Сначала было Возрождение, XV век, век, в который вспомнили культуру Древней Греции, Древнего Рима. Вспомнили о пропорциях, о симметрии, о композиции. Потом пришла эпоха классицизма – всё должно было следовать правилам, всё должно было быть упорядочено, гармонично, выверено, математически точно. Всё должно было быть спокойно и строго. Классика красива, идеально красива, математически красива, но скучна. И миру надоело скучать. В конце XVI века на смену классицизму приходит барокко.
Стиль барокко итальянцы называли «странным» и даже «пошлым». А само слово «барокко» происходит от португальского «жемчужина неправильной формы». Классицизм был правильным во всём, барокко стало не правильным, совершенно и ужасно не правильным. Слишком. Слишком, вот главное слово для стиля барокко.
Николя де Ларжийер. Портрет Людовика XIV с семьёй
Своего расцвета барокко достигнет во Франции при «короле-солнце» Людовике XIV, XVII век, короле, который говорил, что «государство – это я». Абсолютизм – абсолютная, ни чем не ограниченная власть короля, вот ещё одна характеристика той эпохи, эпохи барокко, полная власть и полная роскошь. Плюс церковь. Эпоха Контрреформации, в прошлые века церковь осмелились критиковать, в том числе и за излишнюю роскошь, теперь она вновь встаёт с колен, теперь вновь эпоха роскоши.
Хотите увидеть барокко в архитектуре, мы уже упоминали архитектуру той поры – Версаль, Петергоф, сюда же можно отнести Лувр, сюда же можно отнести Зимний дворец в Петербурге.
Барокко в живописи – это Рубенс, Рембрандт, Веласкес.
Вспомните картины Рубенса – там далеко не худенькие http://mylitta.ru/146-beautiful-girls.html» rel=»nofollow» target=»_blank»>девушки, нет, на них пышные женщины. Пышность в зданиях, на картинах, в одежде, пышность и в теле. Но при этом талия должна быть осиной – пышная грудь и бёдра, но осиная талия. И для этого служили корсеты.
Так при Екатерине Медичи, конец XVI века, придворные дамы при французском дворе должны были иметь талию не более 33 см. Корсеты из китового уса служили и ещё для одной цели – для декольте, в то время в моде было максимально смелое, максимально открытое декольте. В то время в моде также совершенно белая кожа. Никакого загара, ни в коем случае! Дамы даже на улицу выходили со специальной маской, закрывающей лицо, такие маски чаще всего держались в зубах. Кожа должна быть белой, неестественно белой, а платье неестественно ярким. Плюс красная, максимально яркая красная помада на губах.
Атенаис де Монтеспан
Идеал женской красоты эпохи барокко полностью воплощает мадам де Монтеспан (фаворитка короля-солнце Людовика XIV), про которую даже в её эпоху иронично говорили, что она одета в «Золотое золото на золотом».
Портрет мадам де Монтеспан
фаворитка Людовика XIV
Собственно в литературе эпоху барокко, эпоху роскоши и дворцовых интриг, а также любовных приключения неплохо описывают романы Анн и Серж Голон из серии «Анжелика», есть и несколько фильмов, снятых по этим романам, которые также являются не плохой иллюстрацией эпохи полнейшей и не ограниченной роскоши, эпохи барокко.
Портрет мадам де Монтеспан
фаворитка Людовика XIV
Наряд женщины эпохи барокко в первую очередь состоял из http://mylitta. ru/99-corset.html» rel=»nofollow» target=»_blank»>корсета, без него просто ни как, потом шла нереально пышная нижняя юбка на китовом усе, именно с помощью него она держала свой объём, китовый ус выступал здесь и в роли каркаса. Такие юбки иногда были объёмны до смехотворности, а кавалеры уж точно теперь вынуждены были держаться на почтительном расстояние от своей дамы, ближе они просто не могли подойти. Поверх одевалось платье с длинным шлейфом. Причём нижняя юбка, обязательно более светлая, была видна из под верхней, более тёмной, ведь она, нижняя юбка расходилась в стороны от лифа платья. В эпоху барокко в моду входят туфли на каблуке, а также перчатки, веера, зонтики и ювелирные украшения – обязательно с драгоценными и обязательно с крупными камнями.
Louis XIV. 1682
Мужчинам в эпоху барокко также приходилось не сладко. Они носили штаны до колена, щедро украшенные кружевом рубашки. Кружево, вот ещё один символ эпохи барокко. Плюс длинные и обтягивающие ноги чулки. Мужчины также носили кафтаны длиной до колена с отложенным воротником или жабо. Банты – не мужской атрибут? Поверьте, в эпоху барокко и банты, и кружево были обязательны для мужского костюма. Туфли и те носились с бантами, а также пряжками.
Портрет Джеймса Стюарта, ок. 1637, Антонис ван Дейк
Плюс парики, пышные, напудренные парики носили как женщины, так и мужчины. Такие причёски были неимоверно пышны и не менее неимоверно высокими. А ещё в этих париках очень часто заводилась мошкара или даже мыши, всё зависит от объёма головного убора. И голова в таком одеянии неимоверно чесалась, а для этого были специальные палочки, с помощью которых и дамы, и кавалеры, могли чесать себе голову во время балов и официальных приёмов.
Кстати, также хорошей иллюстрацией к одежде, да и самому духу эпохи барокко могут послужить картины испанского художника Веласкеса, его многочисленные портреты испанских принцесс-инфант. Вот уж истинно барокко.
Porträt der Infantin Maria Teresa im Alter von 14 Jahren
Porträt der Infantin Margarita als junges Mädchen
Philip IV in Brown and Silver
Don Pedro de Barberana y Aparregui, with Calatrava Cross
К XVIII веку стиль барокко изначально сойдя до рококо, затем совсем выходит из моды.
http://mylitta.ru/478-baroque-style.html» rel=»nofollow» target=»_blank»>http://mylitta.ru/478-baroque-style.html
http://commons.wikimedia.org/» rel=»nofollow» target=»_blank»>http://commons.wikimedia.org
http://whoyougle.ru/texts/baroque-costume-history/» rel=»nofollow» target=»_blank»>http://whoyougle.ru/texts/baroque-costume-history/
Чешская архитектура барокко — Czech Baroque architecture
Типичный костел в стиле барокко в чешской деревне (церковь Св. Николая, Частров ).Архитектура чешского барокко относится к архитектурному периоду 17-18 веков в Богемии , Моравии и Чешской Силезии , которые составляли корону Богемии и сегодня составляют Чешскую Республику .
Стиль барокко также изменил характер чешской деревни (церкви и часовни в чешской деревне в основном выполнены в стиле барокко). Архитектура чешского барокко считается уникальной частью европейского культурного наследия благодаря своей обширности и необычности. В первой трети 18 века чешские земли (особенно Богемия) были одним из ведущих художественных центров стиля барокко. В Чехии очень оригинально завершилось развитие стиля радикального барокко, созданного в Италии Франческо Борромини и Гуарино Гуарини . Ведущими архитекторами чешского высокого барокко (также называемого радикальным барокко Богемии) были Кристоф Динценхофер , Килиан Игнац Динценхофер иЯн Блажей Сантини-Айхель .
Распространение стиля барокко в короне Богемии было связано с победой католической церкви во время Тридцатилетней войны, когда католическая церковь стала единственной законной церковью в Чешском королевстве (с 1627 г.) и маркграфстве Моравии (с 1628). Расцвет стиля барокко на чешских землях приходится на начало 18 века.
Многие из архитекторов в стиле барокко, которые работали, жили и часто также умирали на чешских землях, прибыли из разных стран или были иностранного происхождения, в основном итальянского , некоторые также прибыли из Баварии , Австрии или Франции .
От позднего ренессанса и маньеризма до раннего барокко
Стиль барокко проник в Богемию в первой половине 17 века. Прага была одним из главных центров искусства маньеризма (стиль позднего ренессанса, предвосхищавший раннее барокко) при Рудольфе II (1576–1611). В конце его правления и во время правления его брата Матиаса (1611–1619) в Праге были построены здания позднего ренессанса или маньеризма с элементами раннего барокко. Но трудно отличить стиль маньеризма от стиля раннего барокко, потому что нет четкого разрыва, поэтому некоторые ученые считают эти здания ранним барокко, а другие считают их маньеристами.
Среди этих переходных зданий — итальянская часовня, посвященная Успению Пресвятой Богородицы , примыкающая к бывшему иезуитскому колледжу Клементинум, построенному в 1590–1600 годах для итальянцев, проживающих в Праге, по проекту итальянца О. Маскарино. Хотя это часовня позднего ренессанса или маньеризма, она очень важна для архитектуры чешского барокко из-за ее эллиптического плана, который гораздо более типичен для архитектуры барокко, чем для рационального стиля эпохи Возрождения.
Matthias Ворота в Пражский Град , построенные до 1614 вероятно Джованни Мария Филиппи традиционно обозначается первая барочная постройка в Праге.
Раннее барокко
Чистый стиль барокко вошел в состав короны Богемии во время Тридцатилетней войны (1618–1648), когда он окончательно заменил стиль Возрождения. Стиль барокко, пришедший из католической Италии, получил сильную поддержку со стороны богатой католической аристократии и католической церкви, которая стала единственной законной церковью после 1627 года.
Архитекторами раннего барокко на чешских землях были иностранцы, в основном итальянцы.
Первый дворец в стиле барокко в Праге, а также, вероятно, первый в Центральной Европе был построен в 1621–1630 годах для чешского дворянина, генерала императорской армии во время Тридцатилетней войны, Альбрехта фон Валленштейна . Валленштейнский дворец (чешский: Valdštejnský palác ) был спроектирован и построен итальянскими архитекторами Джованни Пьерони и Андреа Спецца и вдохновлен новейшей итальянской архитектурой своего времени, но также можно увидеть влияние маньеризма.
Церковь Девы Марии Победительницы в районе Мала Прага считается первым барочная церковь в Праге. Он был построен, вероятно, Джованни Марией Филиппи в 1611–1613 годах для лютеран в стиле позднего ренессанса. В 1620-х годах церковь стала католической и была перестроена в стиле раннего барокко. Новый фасад в стиле барокко был завершен в 1644 году.
Очень важным архитектором стиля раннего барокко в Праге был Карло Лураго , который приехал из Италии и работал у иезуитов. Он начал восстанавливать Клементинум и старую ренессансную церковь Святого Спасителя в Старом городе , а для иезуитов построил костел св. Игнатия на Карловой площади в Новом городе и костел в Бржезнице . Он построил замок Хумпрехт в 1666-1668 годах с интересным эллиптическим цокольным этажом. Еще одним итальянским архитектором, поселившимся на чешских землях, был Франческо Каррати , спроектировавший Чернинский дворец в Праге.
В стиле раннего барокко резиденция оломоуцких архиепископов в Кромержиже была отреставрирована итальянско-швейцарским архитектором Филиберто Луккезе, а затем итальянцем Джованни Пьетро Тенкалла . Дворец Кромержижского архиепископа внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО .
Жан Батист Матей был крупным французским архитектором, работавшим в Короне Богемии. Его работы включают церковь Святого Франциска Серафима в Старом городе Праги и дворец Троя , построенный недалеко от Праги для графа Штернберга. Он также перестроил дворец архиепископа в Праге. Его работы являются прообразом стиля высокого барокко на чешских землях.
Высокое барокко
Период высокого барокко в чешских землях начинается примерно с 1690 года и длится до середины 18 века. Архитекторы этого времени в основном родились в Богемии или Моравии, но часто были иностранцами. Самыми значительными архитекторами этого периода были Кристоф Динценгофер , который приехал в Богемию из Баварии и жил в Праге, и его сын Килиан Игнац Динценгофер . Они известны своим стилем под названием «радикальное барокко», вдохновленным примерами северной Италии, в частности работами Гуарино Гуарини , и который стремится выразить движение. Для него характерны кривизна стен и пересечение овальных пространств. Вместе отец и сын Динценгофер построили в 1702–1715 и 1737–1751 годах церковь Св. Николая в Малой части Праги , благодаря своей архитектуре, которая является одной из самых важных церквей в стиле барокко в Европе .
Другими важными архитекторами в стиле барокко в короне Богемии были Джованни Баттиста Аллипранди , родившийся в Италии, работавший в основном на аристократию, Франтишек Максмилиан Канка и Ян Сантини Айхель . Примечательны, в основном, паломнические церкви Сантини, базилика Девы Марии в Крштинах , св. Яна Непомуцкого в Даре и монастырская церковь в Райграде .
Одним из самых ценных светских зданий в стиле барокко в Праге является дворец Клам-Галлас, построенный в 1714-1718 годах известным австрийским архитектором Иоганном Бернхардом Фишером фон Эрлахом, который также спроектировал перестройку в стиле барокко замка Вранов-над-Дийи в Моравии или фонтан в Брно .
В Праге есть также прекрасные высокие дворцовые сады с террасами в стиле барокко под Пражским Градом на Малой Стране в Праге: Ледебурский сад, Малый и Большой сады Палфи, Коловрат и Малый сад Фюрстенберг. Еще один важный сад с террасами в районе Мала Страна — Вртбовский сад .
В 1714–1754 годах Колонна Святой Троицы в Оломоуце была построена Венцелем Рендером и другими жителями Оломоуца . Он тоже внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Интерьер церкви Святого Николая в Малой Праге, 1750–1760-е гг.
Барочная готика
Готический стиль барокко — это уникальное направление чешского искусства высокого барокко, которое соединяет чешский радикальный барокко с элементами готики . Создателем и главным представителем этого стиля был чешский архитектор Ян Сантини Айхель .
Паломническая церковь Святого Иоанна Непомуцкого , построенная в 1720 — х годах в этом стиле по Яну Сантини можно найти в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.
Позднее барокко и рококо
Стиль позднего барокко был обычным явлением в короне Богемии во время правления королевы Марии Терезии (1740–1780). В то время рококо произошел стиль, который очень похож на барокко , но отличается от него по его декоративной отделке. Во время ее правления стиль неоклассицизма пришел на чешские земли и после ее смерти заменил стиль барокко.
Образцами архитектуры позднего барокко (с элементами рококо) в Праге являются Архиепископский дворец или дворец Гольца-Кинских на Староместской площади . В стиле барочного классицизма Новый Королевский дворец Пражского Града был перестроен венским архитектором Николо Пакасси во второй половине 18 века.
Смотрите также
Рекомендации
244 картины стиля, черты, суть, особенности, представители в живописи
Кратко, барокко — это стиль живописи, скульптуры и архитектуры, который возник в Италии в середине XVI века, а расцвел в период 1590-1720 годов. Его описывают как более выразительный, театральный жанр искусства, чем предшествовавший ему стиль Ренессанса. К его чертам относится насыщенность сильными эмоциями, сложные сцены, использование особых приемов передачи света, драматизм, преобладание религиозных сюжетов. К ярким представителям эпохи барокко относят Рембрандта, Вермеера, Караваджо, Веласкеса, Рубенса.
Предпосылки возникновения направления
Началом развития барокко можно считать событие, произошедшее в 1945-1563 годах — Трентский собор, то есть собрание Католической Церкви, собравшееся для противодействия распространению протестантизма в Европе.
Когда Мартин Лютер опубликовал 95 тезисов в 1517 году, он начал протестантскую Реформацию, которая раскритиковала поведение католического духовенства. Это особенно относилось к низшим классам, которые, по мнению многих, эксплуатировались Церковью.
Трентский Собор собрался, чтобы обсудить раскол между двумя сторонами христианской Церкви и подтвердить некоторые верования и обычаи. Все это должно было укрепить поддержку католического духовенства, которая хотела сохранить свою власть и господство над большей частью Европейского Общества.
Все это относится и к искусству — художники должны были использовать свое мастерство, чтобы повлиять на массы, показать чудеса и страдания святых в сильной реалистичности и эмоциональности.
Поскольку протестантизм был популярен среди обедневших слоев населения, то предметы искусства уже не должны были принадлежать исключительно богатым, они должны были быть доступны каждому. Барокко должно было говорить со всеми людьми, укреплять власть Церкви и напоминать ее членам о суровости жизни вне благосклонности христианского бога. Это означало, что оно должно было быть прямолинейным, внушительным и вдохновляющим.
Под сильным влиянием взглядов иезуитов (барокко иногда называют “иезуитским стилем”) архитектура, живопись и скульптура должны были совместно оказать единый мощный эффект.
Три цели, которые преследовал вид живописи
Пропаганда католической церкви
Полотна, скульптуры, величественные здания служили для того, чтобы стимулировать и распространять веру общества в церковь.
С этой целью духовенство приняло сознательную художественную программу, произведения которой должны были вызвать у верующих откровенно эмоциональный и чувственный отклик.
Направление барокко, возникшее из этой программы, парадоксальным образом одновременно было чувственным и духовным; в то же время натуралистическая трактовка делала религиозный образ более доступным для среднестатистического посетителя церкви, драматические и иллюзорные эффекты использовались для стимулирования благочестия и передачи впечатления божественного великолепия.
Барочные церковные потолки растворялись в живописных сценах, которые представляли яркие виды бесконечного и направляли чувства к небесным заботам.
Укрепление абсолютной монархии
Тенденция сопровождалась одновременной кристаллизацией видного и могущественного среднего класса, который теперь стал играть роль мецената в искусстве.
Барочные дворцы строились в монументальном масштабе, чтобы показать мощь и величие централизованного государства. Феномен лучше всего проявился в королевском дворце и садах Версаля.
Но в то же время развитие рынка картин для среднего класса и его вкус к реализму можно увидеть в работах братьев Ле Наин и Жоржа де ла Тура во Франции и в различных школах голландской живописи XVII века.
Прославление природы
Третьей тенденцией стал новый интерес к природе и общее расширение интеллектуальных горизонтов человека, вызванное развитием науки и исследованиями земного шара. Они одновременно породили новое ощущение человеческой незначительности и неожиданную сложность и бесконечность природного мира.
Развитие пейзажной живописи XVII века, в которой люди часто изображаются в виде мельчайших фигур в обширной природной обстановке, говорит об этом меняющемся понимании человеческого состояния.
Характерные черты
Определяющими особенностями стиля барокко были:
- реальное или подразумеваемое движение;
- попытка изобразить бесконечность;
- акцент на свете и его эффектах;
- театральность.
Для достижения этих эффектов художники ввели или развили ряд техник, включая quadro riportato — «транспортируемые картины» (фрески, которые включали иллюзию того, что они состоят из серии картин в рамах), квадратуру (роспись потолка) и технику trompe l’oeil — «обман зрения». Это позволило размыть границы между живописью, скульптурой и архитектурой, что было характерным для движения.
Только в эпоху барокко живопись достигла уровня физического реализма, который можно было бы обоснованно назвать «фотореалистичным».
В отличие от ренессансного искусства, которое обычно показывало момент, предшествующий событию, художники барокко выбирали наиболее драматический момент — секунды, во время которых происходило действие: Микеланджело, работавший в эпоху Высокого Возрождения, показывает своего Давида собранным и неподвижным перед битвой с Голиафом; барочный автор Давид Бернини застигнут в момент метания камня в великана.
Искусство барокко должно было вызывать эмоции и страсть, а не спокойную рациональность, которая ценилась в эпоху Возрождения.
Развитие направления в разных странах
Искусство барокко проявлялось по-разному. Каждая нация стремилась привнести в новое направление нечто особенное, только свое.
Барокко, как художественный стиль, подразумевало непринужденность изображения, простоту подачи сюжета. В отличие от средневековых картин, живопись не ограничивалась библейскими сценами: в изобилии появлялись портреты, пейзажи, зарисовки из жизни людей.
Художники разных стран привнесли собственную изюминку в общие правила европейского барокко: работы итальянцев заметно отличается по стилю, содержанию от творчества мастеров других держав (французов, голландцев, испанцев).
Италия
Италия – страна, где зародился и получил дальнейшее развитие стиль барокко. Первоначально в ходу были мифологические и религиозные сюжеты. Постепенно начался переход к портретной живописи. Появились новые приемы, техники написания полотен: контраст света и тени, диагональное расположение фигур, эксперименты с цветовой гаммой.
Ярчайшие представители итальянской живописи:
- М. Караваджо,
- А. Карраччи,
- С. Роза,
- Б. Строцци,
- Д. Кастильоне.
Испания
Первоначально шедевры испанского барокко отличались строгостью, жесткостью. Представители этого направления в работе придерживались принципов реализма. Большая часть первопроходцев была крайне религиозна, их картины на библейские сюжеты украшали храмы, так как главными заказчиками были священнослужители.
Постепенно живопись начала «оживать», покидать пределы религии: появились портреты, строгость изображения осталась в прошлом. Позднему периоду испанского барокко свойственно ощущение движения, игра света и тени, колоритность и плавность линий.
Главными заказчиками барочной живописи в Испании был королевский двор и католическая церковь. Как следствие – некая скудость сюжетов (портреты, картины на религиозные темы). Направления, присущие другим странам (пейзаж, натюрморт, живопись на бытовые темы) распространения не получили.
Художники-живописцы, представители испанского барокко:
- Д. Веласкес,
- Х. Рибейра,
- Ф. Сурбаран,
- Эль Греко.
Франция
Эпоха барокко во Франции началась с середины XVII века. Стиль развивался параллельно с главенствующим на тот момент классицизмом, пока не слился с ним воедино.
Ярче всего проявилось французское барокко в архитектуре: помпезные, пышные дворцы, кажущиеся нереальными, поражающие тысячами мелких деталей, завитков, скульптур. Внутреннее убранство помещений удивляло не меньше: обязательная позолота, лепнина, причудливые декоративные украшения.
Живопись не отставала, и была представлена в основном праздничными портретами знатных людей.
В начале XVIII века от барокко отделяется стиль рококо – не такой вычурный, более скромный и спокойный.
Голландия
Голландия, несмотря на мизерные размеры, была прогрессивным, открытым всему новому государством. В XVI веке там создавались Академии искусства, изучающие передовые направления в живописи, скульптуре, архитектуре. Голландцы одними из первых приняли зарождающийся в Италии стиль барокко, начали активно работать в данном направлении.
В отличие от большинства империй, в Голландии процветал средний класс, и заказчиками картин становились не только аристократы, но и купцы, зажиточные горожане. Ограничения по сюжету не было: художники писали портреты, натюрморты, пейзажи, бытовые сцены. В ходу были небольшие по размерам полотна, которыми украшали дома.
Голландские мастера строго разделялись по жанрам: портретисты никогда не писали натюрмортов, пейзажисты не брались за портреты. Каждый занимал свою нишу, оттачивая мастерство, пытаясь достигнуть совершенства.
В XVII веке Голландия стала независимым государством, и это радостное событие немедленно нашло отражение в искусстве. Голландская живопись эпохи барокко – яркая, насыщенная, раскрепощенная. Художники воспевали все, что видели: не только аристократию, но и простых людей, красоты природы.
Жанровая живопись периода XVII-XVIII веков была представлена маринистами, пейзажистами, портретистами, художниками, воплощавшими бытовые сцены из жизни горожан и т.д. Главный акцент на картинах голландских мастеров – буйство цвета, выраженная игра света и тени.
Прославленные голландские живописцы той эпохи:
- А. ван Дейк,
- П. Рубенс,
- Я. Вермеер,
- Ф. Халс,
- Я. Ливенс.
Барокко в искусстве России
Русское барокко берет начало в конце XVII – первой половине XVIII века. С легкой руки Петра I, не желавшего отставать от прогрессивной Европы, в столицу начали привозить зарубежных архитекторов, художников, скульпторов – для того, чтобы они обучали русских живописцев и строителей новому стилю.
До этого момента все, что строили на Руси – это церкви и строгие боярские платы, все, что рисовали – иконы, сцены из жития святых. Понятия живопись, как такового, не было, портреты не писались – на холстах было принято изображать Иисуса, его Матерь и божьих угодников.
В петровском барокко еще оставались черты средневековья, некая скованность и несуразность, но это уже был явный переход от одной эпохи к другой. Портреты очень быстро вошли в обиход, невероятно популярными стали миниатюры на эмали. Здания приобрели легковесность, кокетливость, русские дворцы по красоте перестали уступать европейским.
Конец культуры барокко связывают с кончиной императрицы Елизаветы Петровны (1761 г.).
Стиль барокко в искусстве России начался с архитектуры, основными его видами стали:
- Нарышкинское,
- Петровское,
- Голицынское,
- Елизаветинское,
- Строгановское барокко.
Названия даны по именам знатных особ – заказчиков дворцов и иных построек.
Ярчайшими представителями барокко стала плеяда художников-портретистов:
- А.М. Матвеев (1701-1739),
- И.И. Никитин (1690-1742),
- В.Л. Боровиковский (1757-1825),
- Д.Г. Левицкий (1735-1822),
- А.П. Антропов (1716-1795)
Портреты того времени носили «придворный» характер: рисовали аристократов, царствующих особ, членов их семей. Отличительные признаки – самобытность, правдивость в изображении модели, подчеркивание не только внешней, но и внутренней красоты человека.
Параллельно с живописью развивается скульптура. Барокко дало России такие имена, как:
- Ф.И. Шубин (1740-1805),
- Фальконе (1716-1791).
Таблица 1. Значимые произведения русского барокко
Показать таблицуЖивопись | Скульптура | Архитектура | |||
Произведение | Автор | Произведение | Автор | Произведение | Автор |
«Автопортрет с женой» — первая русская работа в стиле автопортрета (1729) | А.М. Матвеев | Бюсты Ломоносова, Екатерины II, Павла I | Ф. Шубин | Церковь покрова в Филях | Построена по заказу Л. Нарышкина, имя автора не сохранилось |
«Петр I на смертном ложе» (1725) | И.Н. Никитин | Медный всадник, Флора, Амур, Зима | Фальконе | Зимний, Воронцовский, Строгановский дворцы | Растрелли |
«Портрет Струйской» (1772) | Ф. Рокотов | Александро-Невская лавра | Трезини | ||
«Портрет Лопухиной» (1797) | В. Боровиковский | Китайский, Мраморный дворцы | Ринальди |
Известные картины
Ярчайшими примерами барокко в живописи можно назвать следующие работы.
«Менины» (Веласкес, 1656)
Менины
Диего Веласкес
Одна из самых знаменитых картин в мире, хранящаяся в испанском музее Прадо. «Менины» считается вершиной творчества художника, так как у нее невероятно сложная, даже загадочная композиция. На картине изображены и король, и королева, и их дочь со свитой слуг, и даже сам Веласкес, занятый рисованием.
«Медуза» (Караваджо, 1598)
Медуза
Караваджо
Особенность холста в том, что рисунок на нем сделан без набросков. Всего год потребовалось художнику, чтобы выполнить заказ кардинала дель Монте. Мрачные тона, гримаса ужаса на отрубленной голове – все это не умаляет гениальности шедевра, который сегодня находится в Галерее Уффици (Флоренция).
«Воздвижение креста» (Рубенс, 1610)
Воздвижение Креста Господня
Питер Пауль Рубенс
Картина, прославившая художника. Впервые избитый сюжет казни Христа был преподнесен по-новому: натурально, живо, как будто это не событие давно минувших лет, а сцена, происходящая в данный момент перед глазами зрителя. Рубенса после этого стали называть «богом живописцев».
«Девушка с жемчужной сережкой» (Вермеер, 1665)
Девушка с жемчужной серёжкой
Ян Вермеер
Полотно не только красивое, но и загадочное. Неизвестно, кто изображен на холсте, и когда точно была написана картина. Девушку с портрета окрестили «голландской Моной Лизой», полюбоваться на нее можно в королевской художественной галерее в Гааге.
«Возвращение блудного сына» (Рембрандт, 1669)
Возвращение блудного сына
Рембрандт
Одна из самых известных работ Рембрандта. В основе – религиозная притча о всепрощении и безграничной родительской любви. Полотно находится в Эрмитаже: оно было куплено по поручению Екатерины II в 1776 году.
«Автопортрет» (Ван Дейк, 1623)
Автопортрет
Антонис ван Дейк
Благодаря этому холсту современный человек может представить, как выглядел гений. Автопортрет считается лучшей работой фламандца Ван Дейка. Его стиль отличается изяществом, а самого себя он изобразил с особой любовью, подчеркнув тонкость рук, аристократизм и правильные, даже женственные черты лица.
«Даная» (Рембрандт, 1647)
Даная
Рембрандт
Картина, которую мастер рисовал с особой любовью целые 10 лет. Она писалась не по заказу, а для собственного удовольствия, и украшала дом художника вплоть до его смерти. Находится в Государственном Эрмитаже.
«Смерть Марии» (Караваджо, 1606)
Смерть Марии
Караваджо
Новаторская работа, представившая мать Христа не как божественную личность, а как обычного человека. В связи с этим, церковь, выступавшая заказчиком, отказалась выкупать холст. Но впоследствии произведение было признано гениальным, и сегодня украшает стены Лувра.
«Три грации» (Рубенс, 1623)
Три грации
Рубенс
Фламандец любил изображать женское тело таким, какое оно есть от природы. Героини картины по современным меркам не особенно грациозны, но до сих пор это полотно считается гимном женской красоте и обаянию.
«Вид Толедо» (Эль Греко, 1600)
Вид Толедо
Эль Греко
Редкая картина, изображающая любимый город мастера, ведь по большей части Эль Греко выбирал библейские сюжеты. Это один из первых пейзажей в европейской живописи, поэтому холст заслуживает особого внимания.
Знаменитые художники
Выдающиеся мастера-живописцы эпохи барокко.
Антонис ван Дейк (1599-1641)
Фламандский живописец, начинавший как портретист. Затем перешел на картины с религиозными, мифологическими сюжетами. Работал при дворе, рисовал королевских персон. Считается создателем нового типа декоративного портрета. Ученик Рубенса, добившийся не меньшей популярности, чем учитель.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Стоял у истоков европейского барокко. Автор 3 тыс. полотен на разную тематику: религиозную, мифологическую, бытовую, историческую. Работал при королевском дворе, писал портреты вельмож, аристократов. Воспитал целое поколение учеников, с одним из них (Антонисом Ван Дейком) успешно и плодотворно сотрудничал.
Микеланджело де Караваджо (1571-1610)
Один из крупнейших мастеров барокко, реформатор живописи XVII века. Первым начал применять в работе игру света и тени. Мастер сложных композиций, многофигурных сюжетов. Наибольшую славу ему принесли картины на религиозную тематику.
Рембрандт ван Рейн (1606-1669)
Голландец, попробовавший себя практически во всех жанрах живописи, от портрета до пейзажа. Каждый холст – это целая философия, а персонажи прописаны до мельчайших деталей: есть возможность оценить не только внешние атрибуты, но и почувствовать внутренний мир и глубину переживаний изображенных людей.
Диего Веласкес (1599-1660)
Что такое высокое барокко? (с иллюстрациями)
Высокое барокко — это термин для искусства, архитектуры и музыки, популярный примерно с 1625 по 1675 год, характеризующийся чрезвычайной эмоциональностью, детализацией и сложностью. Движение началось в Италии, но распространилось по Европе, особенно в католических странах. Художники барокко часто объединяли живопись, скульптуру и архитектуру, чтобы создать одно захватывающее впечатление.
Ватикан, являющийся резиденцией Римско-католической церкви, включает в себя множество построек в стиле барокко.Период барокко начался в Италии примерно в 1600 году. Сначала искусство барокко было прежде всего пропагандой католической контрреформации, поскольку Тридентский собор постановил, что искусство должно прямо отображать библейские события и сцены из жизни святых с эмоциями. Высокое барокко длилось примерно с 1625 по 1675 год, когда эмоциональная, чувственная и динамичная работа была на пике. Хотя этот стиль зародился в католической церкви, многие светские лидеры последовали его примеру.
Гендель был композитором эпохи барокко.Работы периода высокого барокко часто сочетают в себе несколько различных сред, чтобы создать единое эмоциональное переживание.Например, церковь Санта-Бибиана в Риме сочетает в себе архитектуру, скульптуру и расписные фрески, чтобы подчеркнуть жизнь тезки церкви. Джан Лоренцо Бернини создал фасад и мраморную скульптуру Санта-Бибианы, а Пьетро да Кортона написал серию фресок с различными сценами из жизни святого. Во время служб звучала музыка, чтобы улучшить религиозный опыт прихожан.
Механизм, преувеличенное освещение, детализация и сенсационные эмоции характеризуют картины периода высокого барокко.Кроме того, большинство картин посвящено религиозным сюжетам, например «Вознесение Девы Марии» голландского художника Питера Пауля Рубенса. Греческая и римская мифология также была обычным явлением в период барокко, в результате чего были созданы такие произведения, как фреска Луки Джордано в Палаццо Медичи-Риккарди.
Скультура была чрезвычайно популярным видом искусства в период высокого барокко.«Экстаз Святой Терезы», расположенный в Санта-Мария-делла-Виттория в Риме, вероятно, является самой известной из этих скульптур. Бернини завершил работу над фигурой в 1652 году, а также отвечал за установку скульптуры в часовне.
Впечатляющие проявления богатства и могущества преобладали в архитектуре периода высокого барокко.Во Франции король Людовик XIV нанял архитектора Луи Ле Вау для преобразования Версаля в дворец в стиле барокко. Не менее важным был дизайн Андре Ле Нотра для сложных сбалансированных садов Версаля.
Музыка эпохи высокого барокко отличается сложностью и эмоциональностью, а также технической сдержанностью. Хорошо темперированный клавир немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха иллюстрирует этот тип музыки с прелюдией и фугой в каждой тональности. Среди других известных композиторов эпохи барокко — Антонио Вивальди, Георг Фридрих Гендель и Иоганн Пахельбель.
Король Франции Людовик XIV нанял архитектора, чтобы он перестроил Версаль во дворец в стиле барокко.Характеристики архитектуры барокко — WorldAtlas
Кимутай Гилберт, 13 июня 2019 г., Общество
Петергофский дворец в Петергофе — прекрасный образец архитектуры барокко.Архитектура барокко — это стиль строительства, начавшийся в 16 веке в эпоху барокко.Этот тип строительства принял римский стиль архитектуры, но вместо этого модернизировал его по-новому, чтобы показать мощь Римско-католической церкви. Архитектура барокко использовалась для обозначения богатства и могущества католической церкви.
Выдающиеся черты архитектуры барокко
Широкие нефы : В церквях характерны широкие нефы (центральная часть церкви, где проводятся службы) овальной формы.
Кредит редакции: Stefano_Valeri / Shutterstock.com.
Незавершенные элементы : Известный элемент архитектуры барокко — это преднамеренно незаконченные архитектурные элементы, которые придают дизайну уникальность.
Освещение : Еще одной отличительной чертой этого архитектурного сооружения является использование световых эффектов, поскольку для создания контраста используется интенсивный или затемненный свет.
Изысканная отделка : Потолочные фрески в этом типе архитектуры обычно крупномасштабны. Одной из общих черт архитектуры барокко является использование орнаментов, штукатурки или мраморной отделки, которые придают ей декоративный вид.
Источник: Антон Иванов / Shutterstock.com.
Барокко и его связь с колониализмом
Возникновение архитектуры барокко совпало с европейским колониализмом.В этот период было вложено много денег в развитие. Например, Испания контролировала большое количество колониальных богатств, и это причина того, что стиль барокко получил широкое развитие в Испании.
Во Франции колониальные деньги привели к строительству дворцов и монархий могущественными людьми, что привело к экономической индустриализации. Индустриализация привела к появлению архитектурных построек в стиле барокко.
Рим в Италии известен своей историей как дом церквей. Одним из первых построек в Риме была церковь Санта-Сусанна, выполненная в архитектурном стиле барокко. Дворец Казерта был самым большим зданием, построенным в XVIII веке в Европе, и последним сооружением в стиле барокко в Италии.
На Мальте архитектура барокко появилась в 17 веке.В этот период были построены первые постройки в стиле барокко. Орнаментальные элементы, которые часто использовались для украшения (например, арка Вингнакур), были одними из первых архитектурных произведений в стиле барокко. После создания церкви иезуитов на Мальте, архитектура в стиле барокко стала популярной, и в результате многие церкви были построены в этом стиле.
В Португалии церковь Санта-Энграсия была первой церковью, построенной в стиле барокко.Эта церковь была основана в Лиссабоне по проекту архитектора Жоао Антунеса. К 18 веку архитекторы из северной части Португалии переняли концепцию итальянского барокко, чтобы в полной мере использовать пластичность гранита, который использовался при строительстве высоких зданий.
Первым зданием в стиле барокко в Венгерском королевстве была иезуитская церковь Трвана, которая была построена по образу и подобию церкви Джезу в Риме.
В русской суверенности архитектура барокко прошла три этапа. То есть первое московское барокко, которое предполагало использование белого декора на кирпичных стенах, которое было красным, обычным для строительства древних церквей, второе было развитым петровским барокко, которое было принесено из малых стран, и последним этапом было Растрельское барокко.
ГРАФИК ТРЕБОВАНИЯ РЕСУРСЫ Введение | ВОПРОС О СТИЛЕ МАННЕРИЗМ И БАРОККО п.19 [«стиль» не определяется]
стр. 19-26 (источник изображения Кэрол Гертен)
Роджер де Пайлс [ Connaissance de la peinture, 1677, п. 135]: «художник так полно вошел в выражение своего предмета. что вид этой работы может коснуться ожесточенной души и вызвать это испытать страдания, перенесенные Иисусом Христом, чтобы искупить Это.» (источник изображения: Minor, 1999)
С.Лоренцо, Флоренция, ок. 1545-50
(источник изображения: Крис Уиткомб) Джанлоренцо Бернини, Фонтан четырех рек, 1648-51
(источник изображения Web Gallery of Art)
Определение некоторых стилистических терминов (Blunt [1980]) Маньеризм
(источник изображения Кэрол Гертен) Барокко
в живописи :
в скульптуре : (источник изображения Mark Harden) Бернини, Экстаз св.Тереза, 1648-52
в архитектуре :
Классический в архитектуре : (источник изображения AICT) Maison Carrée, Ним Bramante, Il Tempietto, Рим Maison Carrée, Nîmes и Bramante, Il Tempietto
в скульптуре, ср. : (источник изображения Web Gallery of Art) Алессандро Альгарди, Усекновение главы св.Пол, 1641-47 (Болонья)
(источник изображения Mark Harden) Бернини, Аполлон и Дафна, 1622-25 в живописи, ср. : (источник изображения Кэрол Гертен) Пуссен, Аркадские пастухи, ок.1640
в отличие от живописи, сравните : (источник изображения Кэрол Гертен) Рубенс, Похищение дочерей Левкиппа, 1618
(источник изображения Кэрол Гертен) Караваджо, Смерть Богородицы, 1605-06
Верх страницы ИСКУССТВО И ТЕОРИЯ В ЕВРОПЕ БАРОККО изготовлено Кристофером Л. К. Уиткомбом, профессором истории искусств, Колледж Свит Брайар в Вирджинии, 24595 США (телефон: 804-381-6194 / факс: 804-381-6494). Для получения дополнительной информации напишите ему по адресу [email protected] |
Возраст | 8 ANS | ||
Sexe | HONGRE | ||
Origine | Lookin At Lucky — Yesterday | ||
ELEAR | |||
Musique | 10p 1p 2p (19) 5p 1p 5p 8p 6p 3p 4p 6p 5p |
Carrière заместитель 01.06.2005 | Courues | Виктуар | Мест |
---|---|---|---|
Курсы | 40 | 6 | 13 |
Quinté + | 0 | 0 | 0 |
PRIX SPECIAL FEEDS-DODSON AND HORRELL-5000-Plat — 2.200м.
12 ПАРТАНТОВ — Nez- 3- 1 1 1 / 4- 2- 1 1 / 2- 2 1 / 2- Nez- 3 / 4- 5 1 / 4- 3 1 / 4- Поясница
TERRAIN: Пара
PRIX REAL MAESTRANZA DE CABALLERIA-0-Plat — 2.200 м. Sable
8 ПАРТАНТОВ — 4- Nez- TETE- 5- 1 / 2- 10- 1
TERRAIN: Bon terrain
PRIX SEVILLA TURF-0-Plat — 2,100м. Соболь
9 ПАРТАНТОВ — 1 / 4- 6- 1- 3 / 4- TETE- 7 1 / 4- 6 1 / 4- Поясница
TERRAIN: Bon terrain
PRIX RAIPONCE -0-Плат — 2.000м.
5 ПАРТАНТОВ — 2- 6 1 / 4- 3-10
ТЕРРЕЙН: Бон
Premio Revirado-0-Plat — 1900m
Premio Revirado-0-Plat — 1900m
Энтрейнер: MARTINS NOVAIS TJ
PRIX TELEDONOSTI 25º ANIVERSARIO-0-Plat — 2.220м.
11 ПАРТАНТОВ — 1- 1 1 / 2- 1 1 / 2- 1 / 2- ENC- Поясница- 6 1 / 2- 1 / 2- 3- Поясница
ТЕРРЕЙН: Пара
PRIX BARES DEL HIPODROMO-8500-Plat — Гандикап 1ere epreuve — 1500m.Herbe
9 ПАРТАНТОВ — 2 1 / 2- 1 1 / 4- 3 / 4- ENC- ENC- 1 / 2- 7 3 / 4- Поясница
АНТРЕНЕР: T. MARTINS
TERRAIN: Bon terrain
PRIX HECTOR LICUDI-5000-Plat — 2.000м.
7 ПАРТАНТОВ — 2 1 / 4- 3 / 4- 4- 3 / 4- 1 1 / 4- Поясница
TERRAIN: Bon terrain
PRIX PEPE LUIS VAZQUEZ-4000- Плата — 2.000м. Sable
4 ПАРТАНТА — Nez- 1 3 / 4- 3
TERRAIN: Bon terrain
PRIX SAMARITAIN-12000-Plat — Apprentis et Jeunes Jockeys — A Réclamer — 4 ans et Plus — 2000 метров, Corde à droite
9 ПАРТАНТОВ — 1 1/4 — 1/2 — 1 1/2 — 6 — 8 — 3 1/2 — 8 — CTE —
АНТРЕНЕР: MARTINS NOVAIS T.J.
TERRAIN: TR SOUPLE
Главный аниматор, n’a perdu la troisième place que pour finir.
Искусство барокко — Wikimedia Commons
Из Wikimedia Commons, бесплатное хранилище мультимедиа
Перейти к навигации Перейти к поискуЖивопись в стиле барокко [править]
Апофеоз Иакова I, Питер Пауль Рубенс
Германия, Трир, церковь Санкт-Паулин, потолочная фреска Кристофа Томаса Шеффлера
Prunksaal — Австрийская национальная библиотека.Роспись потолка, выполненная Даниэлем Граном (1694–1757) и законченная в 1730 году.
Картина Порциункола в приходской церкви де: Кастельрут
Из приходской церкви Кастельрут; художник Франц Зебальд Унтербергер
Потолки часовни в стиле барокко монастыря Сент-Мари-д’эн-О (Musée dauphinois) в Гренобле.
Джованни Баттиста Тьеполо — Аллегория добродетели и благородства
Прикладное искусство барокко [править]
Барочный орган XVIII века испанского Гомеса Эррера, монастырь Санта-Крус, Коимбра, Португалия
Часы с эмалью и цветами
Эта великолепная церемониальная чаша в стиле позднего барокко была изготовлена для Августа Сильного (1670-1733), курфюрста Саксонии и короля Польши.
Резьба по дереву позолоченная; запрестольный образ в обители Кастильвьехо (Медина-де-Риосеко в Вальядолиде, Испания)
В Нюрнберге около 1600 года такие крытые винные чашки назывались чашами «Траубен» (виноград, гроздь винограда). Чашка была сделана из листа серебра, выбитого до позолоты в форме «виноград».
Реликварий в стиле барокко с Богородицей и младенцем
Rikt skulpterade орнамент, tre jaktscener.Enkel montering i fögeryllt silver. På locket en bågskutande Amor. Under botten en erotisk sce. På varje fot en frukt av fögeryllt silver.
Скульптура барокко [править]
Статуя из гробницы Шарлотты де ла Тремойль, принцессы Конде (1568–1629)
Памятник Шарлю де Витри (1705 г.), деталь: Иисус топчет Змею ногой. Амьенский собор.
Портрет африканского короля. Камея Агаты, вторая половина XVI века; золото и эмаль
Gstettenhof в Грестене, Нижняя Австрия
Парк де Версаль, полусвета бассена Шар-д’Апольона. Aristée attachant le dieu marin Protée à un rocher pour le forcer à lui dévoiler son avenir, Себастьян Слодц, 1688-1723 гг.
Позолоченная резная композиция из дерева Иисус с ангелом в оливковом саду в Валь-Гардене
Статуя «Нуэстра Сеньора де лас Ангустиас», святого покровителя города, в одноименной базилике, Гранада, Испания.
Орган в Лаонском соборе (1697-1700).
Золотурн: Statuen der St. Ursenkathedrale an der Westfassade
Серебряная статуя Богородицы в стиле барокко
Статуя св. Игнатия работы Пьера Ле Гро, сплав серебра и меди. Часовня св. Игнатия в Джезу, Рим.
Архитектура барокко [править]
Корбах (Гессен, Германия) — Дом Хартвига — портал в стиле барокко (1720 г.) — Иосиас Вольрат Брюцель
Портал в стиле барокко, Палаццо Бруни Контер в Брешии
Главный вход в «Настоящую Ханциллерию», ныне Высокий суд Андалусии, 16 век, Гранада, Испания
Зимний манеж испанской школы верховой езды (Spanische Hofreitschule) в Вене, Австрия.
Барочные церкви [править]
Вид изнутри церкви Святого Павла в Трире (Германия).
Бонн (Северный Рейн-Вестфалия, Германия) — Бад-Годесберг — часовня Святого Михаила — интерьер в стиле барокко.
Аббатство Авербоде (Бельгия): интерьер церкви.
Церковь Миаг-ао была построена в 1786 году испанскими миссионерами-августинцами и в 1993 году внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО «Барочные церкви Филиппин».На переднем фасаде, обрамленном двумя колокольнями сторожевой башни, можно увидеть уникальное сочетание испанского и местного влияний.
Мадонна Бернардо Фалькони на церкви Мария ди Назарет в Венеции
Алтарь церкви Святого Казимира в Вильнюсе (Литва).
Один из фасадов барочного собора Гуадикс, Андалусия, Испания
Петропавловский собор, Санкт-Петербург
Иконостас в стиле барокко-классицизм (XVIII в.) в греко-католической церкви Святого Михаила Архангела в музее под открытым небом Любовня (Словакия)
Смольный собор
дворцы в стиле барокко [править]
Дворец Нимфенбург (нем. Schloss Nymphenburg) — дворец в стиле барокко в Мюнхене, Бавария, Германия. Дворец был летней резиденцией правителей Баварии.
168-метровый участок Вюрцбургской резиденции, построенный принцами-епископами Вюрцбурга с 1719 по 1780 год.Это самая значительная резиденция позднего барокко в Европе. Он был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1981 году.
Isola Bella, Stresa (VB), une des îles Borromées, dans le lac Majeur. Palais Borromée, plafond de la salle de bal.
Музыка барокко [править]
Искусство барокко по странам [править]
Польша [править]
См. Также Барокко в Польше и Категория: Искусство барокко в Польше
Барокко и рококо — разница между
Обновлено 6 апреля 2016 г.
Барокко и рококо часто рассматриваются как термины, относящиеся к одному и тому же направлению в искусстве.В этой статье мы увидим, в чем разница между этими терминами.
Определения
Параллельное сравнение двух зданий в стиле барокко и рококоБарочное движение в искусстве возникло как реакция католических художников на недавно возникшее протестантское движение. Первые художники барокко появились в Италии в начале -х годов века, но движение быстро распространилось по Европе.
Движение в целом характеризуется обращением к чувствам, а не к интеллектуальному, сложному и шаблонному стилю маньеризма, который доминировал в позднем Возрождении.
Классический чувственный портрет, написанный известным итальянским мастером направления искусства барокко Микеланджело ди КараваджоРококо рассматривается некоторыми историками искусства как более легкомысленное продолжение barocco , так сказать, его заключительная увертюра. Считается, что движение началось с архитектуры Рима и Северной Италии. Характеризуемый более игривым подходом, чем у мастеров барокко, рококо было влиятельным по всей Южной Европе до середины 18 -х годов века, когда его сменил стиль неоклассицизма.
Французские пасторальные сцены, написанные Антуаном Ватто, являются примерами классического подхода и стиля рококо. Итальянское зеркало демонстрирует типичный дизайн в стиле барокко, но с добавлением асимметричных узоров, которые стали характерными для очень позднего барокко, которое некоторыми историками искусства является определением рококо. Барокко vs рококоВ чем разница между барокко и рококо?
Питер Пауль Рубенс «Персей освобождает Андромеду», классическая картина в стиле барокко.В то время как барокко отражало свою эпоху с темными оттенками и новой волной chiaroscuro , рококо определенно является более беззаботным движением.Художники рококо изображали более простой, пасторальный образ жизни.