Масляный лак: виды, технические характеристики и нанесение
виды, технические характеристики и нанесение
В наше время изготавливается множество различных лакокрасочных материалов, используемых для предохранения деревянных конструкций и изделий от негативного влияния окружающей среды. Чтобы определиться, какой вариант лака является оптимальным, обычному пользователю необходимо ознакомиться с разновидностями лаковых смесей и их свойствами. Одним из популярных и недорогих составов является масляный лак. В этой статье будут рассмотрены сферы его использования, преимущества, состав и правила лакирования.
Лак – это полужидкая или жидкая смесь, изготавливаемая из разных смол, масел и растворителей. Небольшой слой масляного лака, нанесенный например, на древесину, высыхает достаточно быстро, в результате поверхность приобретает надежную защиту от многих факторов. Тонкая, прочная и эластичная защитная пленка способна эффективно противостоять химическому и физическому влиянию, а также воздействию ультрафиолета и влажности.
Различные лаковые оттенки
Изготавливают масляный лак для дерева различных оттенков, это может быть светло-желтый или даже темно-коричневый цвет. Достаточно редко можно купить абсолютно бесцветный, прозрачный масляный лак. Однако даже если наносится на дерево темно-коричневый состав, то его слой очень тонкий, поэтому оттенок почти незаметен на деревянной поверхности. Но если нанести 3-5 слоев на конструкцию, то темный цвет будет заметен гораздо сильнее.
Обычно масляные лаки, имеющие желтоватый или коричневый оттенок, спустя определенный период времени обесцвечиваются, так как на них воздействуют лучи солнца. Во время высыхания масляной пленки, под воздействием ультрафиолетовых лучей нанесенный слой становится практически прозрачным, так как он очень чувствителен к солнечному излучению. Следовательно, наличие определенного оттенка у масляного лака – это совсем не недостаток.
Особенности лаков
В наше время в магазинах продается огромное количество лакокрасочной продукции для обработки пола и мебели. Очень распространен и популярен масляный лак для пола, имеющий множество преимуществ.
Особенностью масляных лаковых смесей является содержание специальных смол, которые в ходе производства растворяются в растительных маслах. Комбинация смол и масел обладает высокой светоустойчивостью и водостойкостью, наносимая на поверхность пленка не только защищает дерево, но также является декоративным слоем, который отлично блестит, делая конструкцию или изделие очень привлекательным.
Сегодня лак на масляной основе активно применяется для обработки древесины, так как он имеет хорошие технические характеристики и свойства. Масляные лаковые составы используются для обработки различных объектов из дерева, включая полы, беседки, различные постройки, мебельные предметы, лестницы, перила, двери, окна и прочее. Данные лаки используются для защиты от солнечного излучения, высокого показателя влажности воздуха, различных насекомых, грибков, плесени, и других пагубных воздействий.
Состав лака на основе масла
Состоит лак на масляной основе из нескольких компонентов. Далее будет подробно рассмотрен каждый из составляющих ингредиентов.
- Искусственная или натуральная смола
Одним из главных компонентов является природная или искусственная смола, которая может быть мягкой или твердой. Если лак изготавливается из мягких смол, то он будет хуже защищать поверхность, чем лаковая смесь, изготовленная из твердых смол. Самый дешевый и низкокачественный лак – это смесь из канифоли, растворенной в льняном масле. Данный состав довольно быстро темнеет и чересчур поддается процессу выветривания.
Более качественный и надежный – это раствор из полимеризованного масла и этерифицированного канифольного вещества. Такой вариант лака для дерева является быстросохнущим раствором, который имеет высокий показатель устойчивости к механическому воздействию, высокой влажности воздуха и воде. Однако такой состав быстрее утрачивает свою изначальную привлекательность по сравнению с лаками, изготовленными из полимеризованного льняного масла. Лучше всего приобретать смесь с льняным маслом, такой раствор надолго будет сохранять внешнюю презентабельность и защитные свойства. - Сгущенное или натуральное высыхающее масло
Такое масло увеличивает показатель эластичности лака. Самым распространенным является полимеризованный вид масла. Именно полимеризованное масляное вещество делает смесь очень эластичной, придает ей высокий показатель оптической устойчивости. - Разбавитель
Наиболее распространенные разбавители – это сольвент, Уайт-спирит, лаковый бензин или скипидар. Самым дешевым и неэффективным вариантом является лаковый бензин, который зачастую приводит к выделению смолы из состава, появляется мутный, грязный осадок. В итоге масляный лак с таким разбавителем имеет наименьшее качество покрытия. - Сиккативы
Эти вещества не быстро испаряются, к ним относятся растворимые виды резинатов, олеинов и окислов. Сиккативы ускоряют процесс высыхания. Состав, предназначенный для технических целей, включает в себя кобальт и марганец или свинец и кобальт, с данными химическими веществами лакированная поверхность может высохнуть за 10-12 часов.
- Искусственная или натуральная смола
Разновидности лаковых масляных покрытий
То насколько качественным будет лаковый раствор для пола или другого основания, во многом зависит от того, в каком количестве смешана смола и масло. От пропорции этих ингредиентов будет зависеть разновидность состава, бывают следующие виды:
- жирные лаковые составы. Они изготавливаются из двух частей масел и одной части смолы. Эти составы наилучшим образом подходят для внешних уличных работ, они имеют высокий показатель стойкости к атмосферным явлениям, и прочим негативным факторам;
- тощие смеси. Эти растворы характеризуются преобладающим объемом смолы над количеством масла, эти лаки нельзя использовать для выполнения внешних работ. Они отлично подходят для внутренней обработки, внутри помещений, они имеют отличную устойчивость, прочность и длительный срок службы;
- полужирные растворы. Они производятся из смолы и масла, смешиваемых в одинаковой пропорции. Обычно их можно использовать внутри и снаружи помещений.
Итак, чем больше пропорция масла в составе, тем более устойчивым к пагубному воздействию будет лаковая смесь, и тем более качественно она будет защищать поверхность пола или другой конструкции от механического воздействия и влажности.
Достоинства лаковых смесей, основанных на олифе
Эти лакокрасочные материалы очень популярны сегодня, они используются для нанесения на полы, мебель, и другие изделия. Лаковые смеси на основе олифы имеют следующие преимущества:
- отличаются экологической чистотой и безопасностью для человека;
- являются влаго-, и паропроницаемыми, позволяют дереву “дышать”;
- стоят сравнительно недорого;
- имеют повсеместную распространенность;
- очень просто и легко наносятся;
- предоставляют высокий показатель защиты древесине.
МА 592
Этот лаковый раствор состоит из нескольких полимеризованных масел – тунгового, подсолнечного и хлопкового. В составе также глицериновый канифолевый эфир, сиккативы и Уайт-спирит. В основном данный лак применяется для защиты металлических поверхностей, которые он надежно защищает от ржавчины и коррозии. МА 592 в течение длительного времени защищает материал, после высыхания этого состава на поверхности создается прочная, твердая, и полностью прозрачная защитная пленка.
Данный раствор используется в качестве электроизоляционного слоя медной проводки, МА 592 можно эксплуатировать даже в тропическом климате. Технические характеристики масляного лака МА 592 позволяют использовать его при высокой температуре и высоком показателе влажности воздуха, после высыхания защитный слой имеет отличную износостойкость.
Перед тем как использовать масляный лак МА-592, его нужно разбавить с помощью растворителя. Наносить данный раствор можно кисточкой или пневматическим распылителем. Если нужно лакировать небольшие изделия, можно использовать метод окунания, а для обработки больших поверхностей применяется способ налива. Перед применением МА 592, основание нужно очистить от жира, грязи и пыли. Наносить состав можно только на чистую и сухую поверхность.
Чтобы лакированная деталь высохла быстро, можно применять способ горячей сушки, для этого лакированная поверхность нагревается до температуры 120 градусов, на протяжении 2 часов. Во время лакирования и сушки нужно действовать внимательно и осторожно, так как раствор является пожароопасным и токсичным. Работать нужно в защитной одежде, перчатках, респираторе и очках. Нельзя вдыхать токсичные испарения этой смеси, также нельзя, чтобы лаковая жидкость попадала на слизистые оболочки и на кожный покров. Работать нужно в хорошо проветриваемом помещении, вдали от открытого пламени.
Правила нанесения масляных лаков
Первым делом нужно внимательно прочитать инструкцию, приведенную на емкости с лаковым раствором. Перед его использованием, скорее всего, нужно разбавить при помощи скипидара, так как во время хранения раствор может сильно загустеть. После разбавления лаковая смесь хорошо ложится на поверхность.
Наносить состав можно из пульверизатора, или при помощи кисточки с жесткой щетиной. Если лакирование выполняется кистью, то покрывать дерево нужно вдоль и поперек волокон, благодаря этому жидкость равномерно распределяется по поверхности. Первый слой делается более жирным, чем каждый последующий.
Лаковые смеси на основе масла высыхают дольше, чем аналогичные продукты, основанные на органических растворителях, так как масло испаряется дольше. Когда первый слой полимеризуется и застынет, древесина шлифуется наждачной бумагой или электроинструментом, после чего очищается от пыли и наносится следующий слой. Шлифование необходимо, чтобы не появлялись изъяны. Обычно достаточно нанесения 3 слоев, чтобы конструкция была блестящей и привлекательной.
После завершения лакирования, желательно чтобы комната хорошо проветривалась, и в ней была минимальная влажность воздуха. Температура во время высыхания должна быть примерно 20-25 градусов. Чтобы избавиться от неприятного запаха в помещении, его нужно время от времени проветривать.
Для достижения максимального блеска лакированной поверхности, можно использовать полировку. Данная методика заключается в следующем: тампон пропитывается спиртом и покрывается растительным маслом или вазелином. Этим тампоном круговыми движениями полируется поверхность до тех пор, пока не останется сухих мест, в итоге получится идеально гладкая, блестящая поверхность.
виды, состав, преимущества и особенности нанесения
Сегодня производители создают так много разнообразных средств для защиты деревянных поверхностей от внешнего воздействия, что определить для себя самый оптимальный вариант не подготовленному в этом плане человеку крайне сложно. Что же собой представляет масляный лак, в каких сферах жизнедеятельности человека он применяется, и какое значение имеет.




Лак представляет собой жидкий или полужидкий раствор различных смол и растворителя. Тонкий слой такого вещества, нанесенный на какую-либо поверхность, в короткий промежуток времени просыхает, образуя прочную пленку. Такое покрытие предметов прекрасно противостоит множеству внешних факторов и различному воздействию (как химическому, так и физическому).
к содержанию ↑Цветовые оттенки лаков
По цвету, подобные составы бывают от соломенно-желтых и до темно-коричневых. И только в редких случаях можно приобрести совершенно бесцветный лак.
Однако стоит заметить, что поверхность предметов покрывается настолько тонким слоем лака, что его цветовой оттенок практически не выделяется на общем фоне поверхности.
В случае масляного лака, желтоватая пленка через некоторое время и под воздействием солнечных лучей обесцвечивается, ввиду высыхания масляной составляющей и чувствительности красителей к ультрафиолетовому излучению. Поэтому наличие цвета у таких материалов совершенно не является каким-либо недостатком.
к содержанию ↑Особенности лака на основе масла
Сегодня на полках строительных магазинов встречается довольно большое разнообразие лаков для деревянных полов или мебели. Одним из наиболее распространенных средств является масляный лак.
Отличительной особенностью таких товаров является то, что в них входят смолы, которые при нагреве растворяются в маслах растительного происхождения. Подобное вещество демонстрируют высокую водо- и светостойкость и образует пленку с отменной способностью блестеть.


Сегодня такой состав активно используется для защиты дерева от внешних факторов окружающей среды. Ведь деревянные постройки, полы, мебель и другие предметы интерьера со временем разрушаются под воздействием солнечных лучей, повышенной влажности, насекомых и иных негативных факторов. Чтобы свести на нет такое влияние, дерево покрывают лаком на основе масла.
к содержанию ↑Состав масляного лака
Давайте изучим компоненты масляного лака более подробно.
Природные и искусственные смолы
Если лак создан на основе мягких смол, то он будет менее стойким к воздействию, чем средства, в основе которых использованы твердые смолы. Наиболее низкокачественный состав – это средство с канифолью, которая растворена в льняной олифе. Такое вещество быстро темнеет и слишком рано поддается выветриванию.
Более надежным считается вариант из этерифицированной канифоли и полимеризованного масла. Сочетание древесного лака и канифоли позволяет получить быстросохнущие составы с высокой стойкостью к повышенной влажности. Но этот лак теряет свою привлекательность гораздо быстрее, чем средства с полимеризованным льняным маслом.


Натуральные или сгущенные высыхающие масла
Они повышают эластичность лака. Наиболее распространенным из них сегодня считается полимеризованное масло. Этот компонент придает материалу высокую оптическую стойкость и прекрасную эластичность.
Разбавители
Наиболее распространенными из них сегодня являются скипидар, лаковый бензин (или уайт-спирит) и сольвентнафт. Самый плохой вариант – это лаковый бензин, ведь его использование может повлечь за собой выделение смолы из раствора в виде мути или грязного осадка. В конечном итоге, это сказывается на качестве покрытия.


Сиккативы
Отличаются медленными темпами испарения. Упомянем растворимые олеинаты и резинаты, а также окислы. Лаки, применяемые в технических целях, включают комбинацию кобальта и свинца или кобальта и марганца. С подобными компонентами поверхность способна высохнуть за 12 часов.
Виды лаковых покрытий на основе масла
Качество масляного лака во многом определяется количественным соотношением масла и смолы в его составе. В зависимости от выбранной пропорции этих компонентов, выделяют такие варианты как:
- Жирные или «наружные». Содержат 2 части масла и 1 часть смолы. Отлично подходят для наружных работ, так как характеризуются высокой устойчивостью к воздействиям атмосферы.
- Тощие или «внутренние». Отличаются преобладанием части смолы над частью масла и не пригодны для наружных работ. А внутри помещений демонстрируют высокую устойчивость к воздействию.
- Полужирные. Характеризуются одинаковым количеством масла и смолы.
Как видим, чем больше масла в веществе, тем более стойким к негативному воздействию он становится и тем лучше защищает пол от влажности.
к содержанию ↑Преимущества лаков на основе оливы
Такие отделочные материалы довольно популярны на отечественном рынке и применяются для обработки дерева: полов, мебели и т.п.
Их основными достоинствами считаются:
- экологическая чистота и безвредность;
- способность к регуляции влажности деревянной поверхности;
- относительно низкая стоимость;
- широкая распространенность;
- простота использования;
- высокие защитные качества.
Методика использования лака на масле
Для начала нужно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации выбранного материала. Далее его потребуется разбавить скипидаром. Ведь в процессе хранения вещество может загустевать. Если же его снова разбавить, то он будет ложиться на дерево равномерно.
Масляное средство нужно наносить на дерево при помощи кисти со щетиной высокой жесткости или распылителя, совершая движения рукой вдоль и поперек волокон. При нанесении кистью первого, более жирного слоя, можно сделать легкую растушевку. Она делается сначала поперек, а затем вдоль волокон. Тогда слой равномерно распределиться по всему дереву.
Масляный лак сохнет после нанесения дольше, нежели его аналоги на летучих растворителях. Ведь масло в его основе испаряется довольно долгое время. Это происходит следующим образом. Разбавитель, входящий в состав лака, испаряется, что влечет за собой его сгущение в очень липкую пленку. Далее в действие вступает процесс окисления под воздействия кислорода. Покрытие полимеризируется и окончательно застывает.
Прежде чем нанести второй слой, нужно очистить от пыли и зашлифовать высохшую поверхность.


В принципе, при тщательной и качественно выполненной шлифовке трех слоев хватит, чтобы дерево приобрело чарующий блеск. Высохший слой образует глянцевую поверхность, блестящую на солнце и стойкую к воздействию. Она не боится влажности, ультрафиолетового излучения, повышенной температуры т.п.
Более быстро лак высыхает в светлом, хорошо проветриваемом помещении с низким уровнем влажности. Чтобы в комнате не оставалось неприятного запаха через некоторое время после высыхания, помещение нужно регулярно проветривать.
Чтобы добиться максимального блеска лакового слоя, можно воспользоваться техникой располировки. Для этого тампон пропитывают спиртом, а его дно покрывают небольшим количеством вазелина или подсолнечного масла. Далее им совершают круговые движения по поверхности так, чтобы сухих мест не осталось.
Масляные лаки / Кустарь — сайт для тех, кто всё делает сам
Масляные лаки, представляющие смесь олифы с дорогими смолами (янтарем и копалом), являются лучшими из всех лаков как по красоте, так и по прочности. Примешивая к ним скипидар, стараются сделать их более быстросохнущими, но эти лаки, выигрывая в скорости высыхания, всегда теряют в прочности. Здесь предлагается несколько рецептов хороших масляных лаков.
1. Лак копаловый масляный:
а) Берут 100 хорошего льняного масла и варят его в котле при постепенном нагревании. Когда начнут показываться пузырьки, нужно поддерживать ровной огонь, чтобы масло слегка кипело. Одновременно на водяной бане расплавляют 15 копала и доводят его до кипения. Когда в расплавленном копале начнут появляться пузырьки, следует немедленно влить в смолу частями горячего льняного масла, все время размешивая. Когда вся смола хорошо соединится с частью масла, то ее выливают, при постоянном помешивании, в масло, варящееся в большом котле. Затем всыпают в большой котел 1 борнокислого марганца и продолжают варку около 2-х часов снимая образующуюся при этом пену, пока лак не станет густым и не будет медленно стекать с веселки прозрачными, золотистыми нитями. Или капают лак на стекло капля должна быть высокая в виде полушария. Охладившись, капля должна быть вроде густого сиропа, тянущегося на нити. Это укажет, что соединение масла со смолой совершилось. После этого тушат огонь и дают смеси постепенно остыть до 60° C. Затем вливают по частям 70 скипидара, делая после каждой прибавки пробу, сохраняет ли охлажденная капля консистенцию вязкого сиропа. Если вязкость лака заметно уменьшается, то приливание скипидара следует прекратить. Этим и заканчивается варка лака.
Хороший лак должен быть золотистого цвета, гладко ложиться на окрашиваемую поверхность и высыхать через 6-8 час. Для окрашенных поверхностей, где желтоватый оттенок не играет роли, этот лак можно считать превосходным.
б) Для приготовления копалового лака смешивают 1 светлого мягкого копала с 2 скипидара, а если желают получить эластичный лак, то прибавляют еще 3% камфары. Затем этой смесью наполняют бутылку до 75%, закупоривают и ставят на солнце или держат в тепле, взбалтывая по временам. Когда смесь совершенно растворится, ей дают отстояться, сливают и фильтруют через вату. Если лак, приготовленный таким образом, окажется не вполне прозрачным, то его следует прокипятить в бутылке в течение часа, но не прямо на огне, а поместив бутылку в воду и нагревая последнюю.
2. Лак дамарный. Для предметов, окрашенных светлыми красками, и для картин употребляется так называемый дамарный лак. Готовится он следующим образом:
а) берут на 4 дамаровой смолы 5 скипидара и 0,25 выбеленного (без свинца) льняного масла. Эту смесь кипятят до полного растворения, после чего процеживают сквозь тонкое металлическое сито, дают отстояться и сливают.
б) Берут 64 дамарной смолы, очищают, смачивают небольшим количеством скипидарного масла и растапливают на умеренном огне в песчаной бане с 1 химически чистой обезвоженной соды (лучше всего аммиачной соды), нагревают до тех пор, пока жидкость не станет почти прозрачной. Затем прибавляют 40 нагретого очищенного скипидарного масла, 1,5 раствора сандарака и еще 3-4 скипидарного масла.
3. Лак мастичный для предметов, окрашенных светлыми красками, и для картин приготовляется следующим образом:
а) на 12 очищенной, хорошо промытой мастики берут 1,0 чистого венецианского терпентина, 0,5 камфоры в порошке, 5 хорошо толченого стекла и 30 очищенного скипидара. Смесь распускают в водяной бане, затем дают отстояться и, спустя сутки, сливают и фильтруют через вату.
б) Растворяют 6 сандарака, 2 мастики, 1 копайского бальзама, 1,5 венецианского терпентина, 2 французского скипидара, 20 спирта (96°).
4. Лак асфальтовый:
а) Расплавляют 1 асфальта, дают охладиться, измельчают, приливают 2 скипидара и растворяют. По желанию прибавляют сажу.
б) Берут 3 асфальта, 1 каменноугольного вара (твердый остаток при перегонке каменноугольного дегтя) и растворяют, при легком нагревании, в б скипидара.
в) Берут 250 асфальта, 475 льняной олифы, 120 канифоли, 180 скипидара. Лак этот особенно пригоден для жести.
г) Берут 6 асфальта, 1 вареного льняного масла, 8,5 скипидара. Лак этот особенно пригоден для железа.
д) Берут 20 асфальта, 5 канифоли, 2 сажи, 50 керосина.
е) Берут 1 асфальта, 1 канифоли, 8 скипидара.
5. Лак асфальтовый. Нагреть на медленном огне 35 хорошо отстоявшегося льняного масла. В другом котле растопить 5 сирийского асфальта, прибавить затем 0,25 нагретого льняного масла, оставить массу минут 10 на огне и вылить затем в третий котел. Очистить котел, в котором растоплен асфальт, от осадка и повторить еще три раза ту же процедуру, растапливая каждый раз по 5 асфальта и прибавляя 0,25 всего количества льняного масла. Во все 4 соединенные порции прибавить 3,5 сурика, 3,5 свинцового глёта и 1,5 цинкового купороса маленькими частями и нагревать массу до тех пор, пока капля, спущенная на стекло, не сделается твердой и не отскочит, и на ощупь больше не клейкая. Дать тогда остыть, прибавить 135 скипидарного масла, профильтровать и дать стоять 6 месяцев. Этот лак особенно пригоден для маляров, лакировщиков и в транспортном производстве.
6. Лак дегтярный. Деготь нагревают в котле до 70° C и смешивают с равным количеством гидравлической извести или портландского цемента. Жидкая масса становится после охлаждения мягкой и упругой. Лак этот особенно пригоден для обмазывания деревянных частей, находящихся под водой, для водопроводных труб и проч., так как покров этот не разрушается от действия воды и воздуха.
7. Лак янтарно-асфальтовый. 12 растопленного янтаря и 12 сирийского асфальта растворяют в 10 густого масляного лака. Потом прибавляют 1 зильберглета в чешуйках, кипятят смесь в течение одного часа, сильно размешивая, дают ей охладиться и разводят, наконец, 48 скипидарного масла.
8. Лак касторовый. При сухой перегонке касторового масла получается каучукообразный остаток, который, будучи растворен в углеводородах (бензине) или в спирте, представляет отличный, не пропускающий влагу, противостоящий солнечным лучам, весьма прочный лак. Намазанные этим лаком шерсть, полотно и т. п. становятся непроницаемыми для воды. При смешении лака с землями или окисями металлов получается весьма прочная замазка.
Автор: Г. Бродерсен
Покрывные лаки для масляной живописи
Для чего нужны покрывные (финишные) лаки? Прежде всего для сохранности полотна, защиты от пыли, грязи, потертостей, ультрафиолетовых лучей. Так же лаки создают завершённый вид картине, делают цвета ярче, насыщеннее, сочнее. Бывают жидкие лаки и в аэрозоли.
Я перепробовала небольшое количество покрывных лаков, но перед каждой покупкой изучала информацию и среди всего обилия выбирала оптимальный для себя вариант.
〰️Начну с моего фаворита на сегодняшний день. Это Gamvar от фирмы Gamblin США, бывает сатин, матовый и глянцевый.
➕ он совершенно без запаха! Это для меня огромный плюс, так как я работаю дома и у меня маленький ребёнок.
➕экономичное нанесение
➕быстро сохнет. Достаточно буквально пару часов
➕можно покрывать готовую работу, не ожидая месяца или полугода! Если краска не оставляет следов, просохла, можно смело наносить. Лак имеет такой состав, что позволяет краски дышать под слоем лака, тем самым не нужно ждать месяц, а то и пол года, что бы покрыть готовую работу.
Я использую сатин, мне очень нравится эффект, не блестит, но цвета при этом сочные, как сразу после написания маслом.
➖ это стоимость. За объем 125 мл, придется отдать от 1600-2000₽.
〰️Лак акрил-стирольный . Фирмы Невская палитра, РФ, образует глянцевую плёнку.
➕В целом не плохой лак, не дорогой, за 120 мл. цена 300₽
➕легко наносится
➖есть маленький, но очень существенный минус! Нужно учитывать дату изготовления, если прошло 3-4 месяца с момента, то лак образует на поверхности картины после высыхания липкую плёнку. Я так почти испортила картину. Это, пожалуй, самый главный его недостаток.
➖сильный запах
➖ сохнет больше суток
➖перед покрытием нужно ждать от месяца до полугода.
〰️Лак акрил-фисташковый фирмы «Таир». После высыхания образует глянцевую плёнку
➕не дорогой, цена за 100мл около 300₽
➕хорошо наносится
➕краски под ним не меняют цвет
➖сильный запах
➖перед покрытием нужно ждать от месяца до полугода.
Существует ещё много лаков, например, очень популярный Даммарный лак, но у него один существенный минус — краски могут желтеть, особенно, холодные работы.
Как я поняла, среди российских производителей лаков почти не существуют матовых или полуглянцевых, что является так же минусом. Не все картины требуют глянцевого блеска, есть работы которые хорошо смотрятся под матовым лаком. А вот среди иностранных производителей можно найти всю необходимую линейку. Они дороже, не всё можно найти в наших магазинах, но, безусловно, это того стоит, выбор и качество на высоте.
Каким лаком покрывают масляные картины
Автор Наталья Юршина На чтение 4 мин. Просмотров 2.5k. Опубликовано
Если каждый раз, видя шикарную картину маслом, вы замираете и ловите себя на мысли, что ХОТЕЛИ БЫ тоже так уметь — настало время взять кисть в руки!
Невозможное станет возможным! Первый шаг уже ждет вас в моей статье — https://nyblog.ru/kak-nauchitsya-risovat-maslom-s-nulya/.
Мы узнаем как подобрать материалы и сколько они стоят, какими должны быть первые мазки, НАРИСУЕМ картину вместе и даже разберем, как можно ее продать!
Все это бесплатно по ссылке выше)
Каким лаком лучше покрывать картину? В этой статье я расскажу вам, как правильно выбрать лак, чтобы вы могли надолго сохранить свою картину, написанную маслом.
Зачем покрывать картину лаком
Давным-давно, когда еще не существовало художественных салонов и специальных магазинов, художники сами создавали лаки для покрытия своих живописных работ. Но, как это очень часто бывает в кустарных методах, такие лаки стали темнеть, мутнеть, что доставило много хлопот будущим реставраторам — ведь вместе с лаком приходилось отдирать и драгоценные слои краски.
Как хорошо, что мы с вами живем в другие, более просвещенные времена, когда без проблем можно выбрать лак для картины, не опасаясь при покрытии повредить ее красочный слой.
Многие начинающие художники часто задаются вопросом: «А стоит ли вообще покрывать картину лаком? И если да, то зачем?».
Наносить лак на готовую картину нужно, если вы хотите защитить свою работу от пыли, грязи, выцветания красочного слоя и других воздействий окружающей среды.
Виды лаков
Сейчас в магазине огромный выбор лаков для картин и живописных работ. Для работ, написанных сухими материалами, например, пастелью или акварелью, выбирайте лак-фиксатив, а для картин, написанных маслом – используйте покрывные лаки.

Даммарный
Самый распространенный лак в живописи. Из плюсов: стоит недорого, хорошо защищает картину от солнечных лучей, можно использовать и как покрывной и как добавочный к краске. Из минусов: со временем желтеет.

Акрил-стирольный
Создает тонкое, прозрачное покрытие, не меняет цвет и не желтеет, обладает хорошими водостойкими свойствами.

Акрил-фисташковый
Подходит для более холодных тонов краски, не желтеет и не мутнее со временем. Имеет хорошую прозрачность и эластичность покрытия. Стоит дороже даммарного.

Пихтовый
Так же как и даммарный, изготавливается из смол, поэтому обладает аналогичными свойствами. Менее распространен, так как обычно используется даммарный лак.

Ретушный
Не путайте с покрывными! Принцип действия у них противоположный: ретушные лаки используются для растворения красочного слоя, чтобы продолжить работу над высохшей картиной. Наносится до и после нанесения краски и усиливает сцепление слоя.

Фиксатив
Лак для работ, выполненных в сухой технике – акварель, пастель, уголь, сангина, карандаш. Придает красочному слою яркость и насыщенность и защищает от воздействия пыли и влаги. Покрытую таким лаком акварельную работу на бумаге, можно спокойно протирать влажной тряпочкой, чтобы убрать слой пыли, например.
Фисташковый
Лак для работ, выполненных в сухой технике – акварель, пастель, уголь, сангина, карандаш. Придает красочному слою яркость и насыщенность и защищает от воздействия пыли и влаги. Покрытую таким лаком акварельную работу на бумаге, можно спокойно протирать влажной тряпочкой, чтобы убрать слой пыли, например.
Каким лаком лучше покрывать картину

Картины, написанные маслом, художники, как правило, могут покрывать лаком несколько раз, на разных этапах работы. Так, пока вы только создаете будущий шедевр, в краску можно добавить даммарный лак, чтобы придать ей яркости.
Ретушный лак художники используют как промежуточное покрытие, а вот для завершающего, финального штриха я рекомендую использовать акрил-стирольный лак. Этот лак хорошо сохнет, и если покрыть масляную картину акрил-стирольным лаком, то краска со временем не пожелтеет и не поменяет своих основных свойств.
Ошибки при подборе лака для покрытия живописи
Чтобы не потратить лишних средств при выборе лака, всегда читайте инструкцию на банках с лаком, и помните, что:
- Если лак глянцевый, то картина будет давать блики. Хотите избежать бликов на холсте, выбирайте матовый лак — он почти не отличается от глянцевого, кроме того, что не способен увеличить глубину и насыщенность цвета красок.
- При выборе лака обратите внимание на дату изготовления и срок годности. Для большинства продуктов он составляет не более шести месяцев, а для некоторых лаков — не более трех.
- Если лак просроченный, то он будет липнуть даже после высыхания, притягивая пыль и грязь, а также будет размягчаться при повышенной влажности.
- Не используйте лак для волос! Особенно это касается картин, написанных маслом.
Я советую вам не экономить на такой важной части живописи, как лак, потому что это финальное покрытие, и лаком можно картину либо испортить, либо преобразить до прекрасного состояния! Покрывайте картину правильным лаком, и она сохранится на долгие годы.

Способы изготовления лака и сургуча » Полезные самоделки
Варка масляных лаков
Масляные лаки, представляющие смесь олифы с дорогими смолами (янтарем и копалом), являются лучшими из всех лаков как по красоте, так и по прочности. Примешивая к ним скипидар, стараются сделать их более быстросохнущими, но эти лаки, выигрывая в скорости высыхания, всегда теряют в прочности и долговечности. Предлагаем здесь несколько рецептов хороших масляных лаков.
Копаловый масляный лак
Берут 100 весовых частей хорошего льняного масла и варят его в котле при постепенном нагревании. Когда начнут показываться пузырьки, нужно поддерживать ровный огонь, чтобы масло слегка кипело. Одновременно на водяной бане расплавляют 15 весовых частей ост-индского копала и доводят его до кипения. Когда в расплавленном копале начнут появляться пузырьки, следует немедленно влить в смолу частями горячее льняное масло, все время размешивая. Когда вся смола хорошо соединится с частью масла, то ее выливают, при постоянном помешивании, в масло, варящееся в большом котле. Затем всыпают в большой котел 1 весовую часть бората марганца и продолжают варку около 2 часов, снимая образующуюся при этом пену, пока лак не станет густым и не будет медленно стекать с веселки прозрачными, золотистыми нитями. Если капнуть лак на стекло, то капля должна быть высокая в виде полушария. Охладившись, капля должна быть вроде густого сиропа, тянущегося в нити. Это признаки, что соединение масла со смолой совершилось. После этого тушат огонь под большим котлом и дают смеси постепенно остыть до 60+С. Затем вливают по частям 70 весовых частей скипидара, делая после каждой добавки пробу, сохраняет ли охлажденная капля консистенцию вязкого сиропа. Если вязкость лака заметно уменьшается, то добавление скипидара следует прекратить и лак считается готовым.Хороший лак должен быть золотистого цвета, гладко ложиться на окрашиваемую поверхность и высыхать через 6-8 часов. Для окрашенных поверхностей, где желтоватый оттенок не играет роли, этот лак можно считать превосходным.
Для предметов, окрашенных светлыми красками, и для картин употребляется так называемый даммаровый лак. Готовится он следующим образом: берут 4 части даммаровой смолы, 5 частей скипидара и 1/4 часть выбеленного (без свинца) льняного масла. Эту смесь кипятят до полного растворения, после чего процеживают сквозь тонкое металлическое сито, дают отстояться и сливают. Для приготовления копалового лака смешивают 1 часть светлого мягкого копала с 2 частями скипидара, а если хотят получить эластичный лак, то добавляют еще 3% камфары. Затем этой смесью наполняют бутылку до 3/4 , закупоривают и ставят на солнце или держат в тепле, время от времени взбалтывая. Когда смесь полностью растворится, ей дают отстояться, сливают и фильтруют через вату. Если лак, приготовленный таким образом, окажется не вполне прозрачным, то его следует прокипятить в бутылке в течение часа, поместив бутылку в водяную баню.
Мастичный лак готовится следующим образом: на 12 частей очищенной, хорошо промытой мастики берут 1,5 части чистого венецианского терпентина, 0,5 части камфары в порошке, 5 частей хорошо толченого стекла и 30 частей очищенного скипидара. Смесь распускают в водяной бане, затем дают отстояться, и спустя сутки сливают и профильтровывают через вату.
Касторовый лак
При сухой перегонке касторового масла получается каучукообразный остаток, который, будучи растворен в углеводородах (бензине) или в спирте, представляет собой отличный, не пропускающий влагу, противостоящий солнечным лучам, весьма прочный лак.
Смазанные этим лаком шерсть, полотно и т.п. становятся непроницаемыми для воды. При смешении лака с землями или окисями металлов получается весьма прочная замазка.
{banner_y}
Асфальтовый лак
Приводим несколько рецептов такого лака.
I. Расплавляют 1 часть асфальта, дают охладиться, измельчают, доливают 2 части скипидара и растворяют. По желанию добавляют сажу.
II. Берут 3 части асфальта, 1 часть каменноугольного вара (твердый остаток при перегонке каменноугольного дегтя) и растворяют, при легком нагревании, в 6 частях скипидара.
III. Берут 250 частей асфальта, 475 частей льняной олифы, 120 частей канифоли, 180 частей скипидара. Лак этот особенно пригоден для жести.
IV. Берут 6 частей асфальта, 1 часть вареного льняного масла, 8,5 частей скипидара. Лак этот особенно пригоден для железа.
V. Берут 20 частей асфальта, 5 частей канифоли, 2 части сажи, 50 частей керосина.
VI. Берут 1 часть асфальта, 1 часть канифоли, 8 частей скипидара.
Японский лак
Берут 45 частей скипидара и 60 частей лавандового масла, обезвоживают его при помощи хлористого кальция, отделяют жидкость от осадка, растворяют в ней при нагревании 1 часть камфары с 15 частями копаловой смолы и процеживают.
Голландский лак «Элеми» для масляных картин
Берут 8 частей мастики, 1 часть смолы «Элеми», 2 части венецианскоготерпентина, 29 частей скипидара.
Мастичный лак для масляных картин
Растворяют 6частей сандарака, 2 части мастики, 1 часть копайского бальзама, 1,5 части венецианского терпентина, 1 части французского скипидара, 20 частей спирта (96%).
Лаки для белой жести
Нижеследующие лаки пригодны не только Для белой жести, но и для всех металлов вообще.
I. 2 части сосновой смолы, 4 части скипидара, 1 часть сиккатива, 2 части вареного льняного масла.
II. 2 части даммаровой смолы, 4 части скипидара, 1 часть сиккатива, 2 части олифы. Лак может быть окрашен в красивый буровато-желтый и золотистый цвет драконовой кровью, асфальтом и гуммигутом.
III. 2 части шеллака в зернах, 8 частей венецианского терпентина, 12 частей сандарака, 155 частей спирта.
IV. 200 частей сандарака, 34 части венецианского терпентина, 100 частей мастики, 666 частей спирта.
V. 15 частей шеллака, 2 части венецианского терпентина, 8 частей сандарака, 75 частей спирта.
VI. 15 частей даммаровой смолы измельчают в порошок, сплавляют в котле, добавляют 1 часть венецианского терпентина, снимают котел с огня и осторожно доливают 20-40 частей подогретого скипидара.
VII. 9 частей даммаровой смолы, 13 частей льняной олифы, 17 частей скипидара. Лак окрашивают драконовой кровью, гуммигутом и др.
VIII. Зеленовато-золотистый лак. Растирают в фарфоровой ступке 10 частей кристаллической уксуснокислой окиси меди в мелкий порошок, который насыпают тонким слоем на плоскую тарелку, и ставят на некоторое время в теплое место, причем кристаллизационная вода и часть уксусной кислоты улетучиваются. Порошок, ставший после этого светло-коричневым, растирают в ступке со скипидаром, куда добавляют, при постоянном помешивании, 30 частей копалового лака, нагретого до 70+ С. Если уксуснокислая окись меди была хорошо растерта, то при помешивании значительная часть ее растворяется в течение 15 минут, после чего лак переливают в бутылку, которую хранят несколько дней в теплом месте, время от времени взбалтывая. Приготовленный таким образом лак равномерно наносится на покрываемую жесть, которая затем высушивается в сушильной печи. Соответственно степени нагревания получается на жести та или иная окраска; сначала появляется зеленоватая окраска, которая при усилении нагревания принимает желтый и темно-желтый золотистый цвет, затем оранжевый и, наконец, красновато-коричневый оттенок. Окраски эти не изменяются от действия солнечного света, что имеет место при пользовании английским золотым лаком, и превосходят его по блеску. Прочность полученного покрытия зависит от добротности употребляемого копалового лака: если последний был надлежащего качества, то лакированную жесть можно выдавливать и сгибать без опасения повредить лак. Образование золотистого цвета происходит оттого, что окись меди превращается в закись, и, чем больше отнято нагреванием у медной соли кислорода, тем темнее получается цвет. Если этим лаком хотят нанести зеленое покрытие, то наносят его пять раз, причем следующее покрытие наносят, когда предыдущее полностью высохло; затем следует также произвести высушивание при умеренном нагревании.
IX. Золотистый лак. 14 частей шеллака, 8 частей сабура, 8 частей сандарака измельчают в порошок, постепенно доливают к 70 частям нагретого скипидара и нагревают смесь до растворения.
Борный лак для металлов
Как известно, в продаже встречается много цветных спиртовых лаков для покрытия металлов. Но даже лучшие из них отличаются одним весьма крупным недостатком: они очень непрочно держатся на полированной металлической поверхности и легко отскакивают от нее. Лучшим средством для устранения этого недостатка оказалась примесь к лаку незначительного количества чистой кристаллической борной кислоты. Опыт показал, что достаточно к спиртовому лаку добавить 0,5% борной кислоты, чтобы получить очень прочное покрытие: отполированная металлическая поверхность, а также чистая жесть, покрытая таким лаком, отличаются до того твердой глазуреподобной лакировкой, что в противоположность обыкновенной ее абсолютно невозможно отделить. Необходимо, однако, иметь в виду: не следует употреблять кристаллической борной кислоты более указанной пропорции, иначе лак может в значительной степени потерять яркость своей окраски.
{banner_z}
Лаки для металлов
Лаки, рецепты которых мы приводим ниже, пригодны для всех металлов.
I. Золотистый лак. Растворяют 20 частей шеллака, 1 часть борной кислоты, 1 часть пикриновой кислоты (или по желанию больше), 179 частей спирта.
II. Растворяют 7,5 частей драконовой крови, 40 частей гуммигута, 30 частей мастики, 30 частей шеллака, 7,5 частей смолы «Элеми», 20 частей сандалового дерева, 20 частей сандарака, 15 частей венецианского терпентина, 850 частей спирта.
III. Растворяют при нагревании 100 частей зернистого шеллака, 80 частей венецианского терпентина, 100 частей сандарака, 25 частей гуммигута, 700 частей скипидара.
IV. 15 частей гуммилака, 5 частей мастики, 5 частей сандарака, 1 часть орлеана, 1 часть драконовой крови, 1 часть гуммигута, 2 части сандалового дерева красного (в порошке), 5 частей венецианского терпентина, 100 частей 96%-ного спирта. V. 5 частей мастики, 10 частей сандарака, 5 части копайского бальзама, 2,5 части венецианского терпентина, 3 части скипидара, 28 частей спирта (96%) растворяют и смешивают с раствором из 2,5 частей шеллака, 22,5 частей драконовой крови и 25 частей спирта (96%).
VI. 4 части гуммилака, 8 частей сандарака, 8 частей смолы «Элеми», 80 частей спирта растворяют и окрашивают настойкой гуммигута с настойкой драконовой крови или раствором фуксина, или же пикриновой кислоты.
VII. 10 частей шеллака, 1 часть сандарака, 1 часть мастики, 2 части сабура, 5 частей куркумы в порошке, 0,5 части шафрана в порошке, 1 часть драконовой крови, 0,5 части венецианского терпентина, 100 частей спирта (96%) настаивают и фильтруют. Предметы очищают, подогревают до 35+С, потом быстро намазывают лак тонким слоем.
VIII. 2,5 части пикриновой кислоты, 0,5 части борной кислоты, 1 часть драконовой крови, 20 частей шеллака, 0,75 части венецианского терпентина, 80 частей спирта (96%).
Золотой лак для белой жести
Растирают в фарфоровой ступке 40 г кристаллической уксуснокислой окиси меди в мелкий порошок и, насыпав на мелкую тарелку тонким слоем, ставят на некоторое время в теплое место. Когда порошок приобретает светло-коричневую окраску, его растирают в ступке со скипидаром и добавляют, при постоянном помешивании, 120 г жирного копалового лака, нагретого до 70+С При этой операции значительная часть уксуснокислой соли растворяется в течение 15 минут, после чего лак переливают в бутылку и хранят несколько дней в теплом месте, взбалтывая время от времени. Приготовленный таким образом лак равномерно наносится на жесть, которую затем высушивают в печи. Соответственно степени нагревания на жести получается та или иная окраска — сначала зеленоватая, которая при более значительном нагревании переходит в темно-желтый золотой, затем в оранжевый и, наконец, в красновато-коричневым цвет. Окраска указанным лаком имеет значительные преимущества перед обычно употребляемым английским золотым лаком. Во-первых, она превосходит его по блеску, а во-вторых, в противоположность английскому лаку совсем не изменяется от действия дневного света. Кроме того, если копаловый лак был хорошего качества то лакировка жести новым лаком отличается такой прочностью, что жесть можно сгибать в любую форму не опасаясь повредить покрытие.
Синий лак для стали
Растворяют в 4 частях воды 1 часть буры, нагревают до кипения и, при постоянном помешивании. доливают раствор из 5 частей белого шеллака и 5 частей спирта. Затем добавляют метиленовой синей краски до желаемого оттенка. Вычищенные стальные предметы покрывают этим лаком.
Лак для инструментов
Приводим ниже рецепты двух лаков.
Берут 2 части сандарака, 1 часть мастики, 1 часть венецианского терпентина, 1 часть зернистого шеллака, 1 часть росного ладана, растворяют все в 12 частях спирта и фильтруют.
Растворяют в 120 частях спирта 35 частей сандарака, 24 части венецианского терпентина и 20 частей мастики и фильтруют.
Эти лаки можно окрасить в желтый и желтовато-красный цвет настойкамидраконовой крови и гуммигута.
Лак для оптических инструментов
Растворяют в 50 частях лавандового масла 10 частей копала и 1 часть камфары и смесь немедленно выливают в надлежащее количество нагретого скипидара (осторожно с огнем!).
Водонепроницаемый лак
Растворяют в воде железный купорос, добавляют раствор мыла и отфильтровывают получающийся осадок железистого мыла. Если этот осадок высушить и растворить в сероуглероде или бензоле, то получается лак, оставляющий на тканях и на бумаге водонепроницаемый слой.
Если желательно иметь бесцветный лак, то берут вместо железного купороса раствор квасцов и получают глиноземное (алюминиевое) мыло.
Есть еще другой способ: ткань пропитывается насыщенным водным раствором квасцов, высушивается и натягивается. Затем натянутую ткань смазывают с обеих сторон горячим крепким раствором обыкновенного мыла, вследствие чего на ткани образуется пленка глиноземного мыла. После этого ткань обмывается, сушится и прокатывается между вальцами. Она получает блеск,водонепроницаемость и отчасти огнеупорность.
Дегтярный лак
Деготь нагревают в котле до 70+С и смешивают с равным количеством гидравлической извести или портландского цемента. Жидкая масса после охлаждения становится мягкой и упругой. Лак этот особенно пригоден для обмазывания деревянных частей, находящихся под водой, для водопроводных труб и т.д., так как покров этот не разрушается от действия воды и воздуха.
Китайский лак
Берут 3 части бычьей крови (дефибрированной), смешивают с 4 частями гашеной извести (гидрата окиси кальция) и добавляют небольшое количество квасцов. Получающаяся жидкая кашицеобразная масса может быть тотчас же использована как лак. Предметы (папки, соломенные вещи и т.д.), покрытые этой смесью, становятся непромокаемыми.
Казеиновый лак Дреера
Замечательно красивым ярко-желтым цветом кадмия обладает изобретенный Дреером лак, изготовляемый следующим образом: настаивают 10 частей казеинового порошка в 100 частях воды, к которой добавлено 1 — 1,5 части аммиака (нашатырного спирта) при 40+С. Затем готовят раствор ауреолина, разводя 5 частей этой краски в 1000 частях воды при 60+С. После этого 300 частей мелко измолотого каолина разбалтывают с 20 частями тепловатой воды и 80 частями казеинового раствора и полученное жидкое тесто смешивают с 100 частями раствора ауреолина; затем по каплям добавляют туда же около 2 частей раствора четыреххлористого олова (10 частей соли на 1000 частей воды). При этом лак охлаждается и годится к употреблению после высушивания при 60+ С.
Подобным же образом можно приготовить казеиновые лаки с добавлением любой анилиновой краски, причем вместо четыреххлористого олова можно употреблять хлористый и уксуснокислый алюминий, уксуснокислое олово и т.п.
Все казеиновые лаки отличаются своей стойкостью и замечательно красивыми оттенками цветов. Можно ожидать, что они найдут широкое применение в литографии, печатании обоев и других подобных производствах.
{banner_x}
Черный лак для чугунных печей
Нагреть почти до кипения 1 кг дегтя и добавить 50 г железного купороса в порошке. Этим лаком, еще горячим, покрывают нагретую печь; он быстро высыхает, довольно красив и не имеет запаха.
Водный клеевой лак
1 часть столярного клея или желатина растворяют в 22 частях воды и перед употреблением добавляют 28,5 частей двухромовокислого калия. Эта смесь может служить грунтом для многих кожаных лаков. Для лучшего сохранения добавляют к лаку немного буры.
Водный альбуминовый лак
Смешивают равные весовые части воды и яичного белка; для хранения добавляют немного карболовой или салициловой кислоты. Вместо свежего яичного белка можно растворить 28,5 частей сухого альбумина в 564 частях воды. Лак при высыхании дает хороший глянец. При высушивании предметов, покрытых этим лаком, в горячем воздухе на них образуется несмываемое водой покрытие.
Водный желатиновый лак
Берут 1 часть желатина и растворяют в 22 частях воды и перед употреблением добавляют 28,5 частей двухромовокислого калия. Эта смесь служит грунтом для кожаных лаков. Для хранения добавляют немного буры.
Водный глазурный лак
Смешивают равные весовые части воды и яичного белка (или альбумина). Для того чтобы альбумин не разлагался, добавляют немного формалина или салициловой кислоты. Лак при высыхании дает хороший глянец. При высушивании предметов, покрытых этим лаком, в горячем воздухе на них образуется несмываемое водой покрытие.
Водный шеллаковый лак по Кайзеру
Берут 1 часть буры, 3 части истолченного белого шеллака и 20 частей воды, нагревают в водяной бане до полного растворения, по прошествии нескольких часов дают охладиться и фильтруют. Добавление к лаку небольшого количества глицерина делает его гибким. Этот лак можно окрашивать любой анилиновой краской или смесью нескольких красок.
Лак для обоев
2 части буры, 2 части шеллака, 24 части горячей воды растворяют. Чтобы можно было мыть обои мылом и водой без порчи рисунка и красок, их предварительно покрывают несколько раз этим лаком. Затем после каждого намазывания и высушивания обои растирают мягкой щеткой до тех пор, пока на них не появится блеск.
Итальянский лак
Под итальянским лаком подразумевают, как известно, прозрачный масляный лак, покрывающий струнные инструменты Амати, Гварнери, Страдивари и других итальянских мастеров. Рецепт состава этого лака утрачен около 1770 г. С того времени скрипки и вообще все струнные инструменты покрываются спиртовыми лаками и очень редко темно-бурыми масляными. Ввиду этого считаем полезным привести рецепт итальянского лака, созданного известным русским скрипичным мастером А. Леманом.
Прежде чем делать грунт, нужно позаботиться об окраске дерева. Хорошо отшлифованное дерево покрывается водным раствором коричневой краски сепии (жидкость, добываемая из каракатицы). Когда краска, наложенная очень умеренно широкой кистью, высохнет, дерево шлифуют очень мелкой кремневой бумагой и покрывают слоем бесцветного, быстро высыхающего масляного лака. Затем дерево вновь шлифуется той же мелкой кремневой бумагой, но на этот раз с деревянным маслом, после чего его насухо вытирают чистой тряпкой и покрывают с помощью круглой мягкой щетки цветным лаком, который высыхает весьма скоро, так что через сутки уже годен к шлифовке кремневой бумагой с маслом или водой. Цветной лак составляется из бесцветного (лучше всего брать янтарь в масле с крепкой сушкой), к которому примешивают хорошо стертые краски в трубочках: коричневую, красную и желтую.
Чтобы покрыть скрипку, достаточно 2 столовых ложек лака, а краски не более 2 кофейных зерен. Можно употреблять следующие краски: индийскую и японскую желтую, лак Робера No 7, коричневый лак, асфальт и крап-лак. Лучше всего цветной лак составлять на блюдечке. Сначала из тюбика выпускают краску, тщательно растирают ее стеклянным пестиком, доливают лак и тщательно смешивают лак с краской. Затем взяв круглую кисть, неторопливо накладывают лак на дерево. Лак тотчас же подсыхает, а потому не следует проводить кистью по одному месту более 2-3 раз. Нужно остерегаться делать грунт при помощи клея и спиртового лака, который слишком глубоко входит в дерево и сильно влияет на резкость звука инструмента. Быстро сохнущий масляный лак, напротив, почти не входит в дерево и образует грунт, который не трескается и не облупляется, как спиртовой. После лакирования кисти тотчас же следует выполоскать в керосине, а затем промыть мыльной водой.
Остается заметить, что покрытие итальянским лаком Лемана значительного количества новых и старых струнных инструментов дало очень хорошие результаты
Спиртовой лак для скрипок
Берут 1 часть мастики, 5 частей спирта, 2 части терпентина, 2 части льняного масла, смешивают, дают отстояться в течение недели при частом взбалтывании и сливают прозрачную жидкость (The Brit and Gol. Drugg).
Лак для рисунков
Берут 1 часть даммаровой смолы и настаивают в течение двух недель в 5-6 частях ацетона, затем сливают прозрачный раствор и к 4 частям его добавляют 3 части густого коллодия и дают смеси отстояться, пока она не посветлеет. Лак наносится на рисунок, акварель и т.п. колонковой кистью. Сначала получается матовый слой; однако после того, как он высохнет, он становится полностью прозрачным и блестящим.
Лак для позолоченных багетов
При производстве багетов и для освежения старых требуются два лака: блестящий и матовый.
I. Блестящий лак.
Берут 175 частей шеллака,
30 частей гуммигута,
20 частей венецианского терпентина,
75 частей сандарака,
30 частей сандалового дерева,
730 частей винного спирта.
II. Матовый лак
Берут 1 часть шеллака, растворяют в 8 частях скипидара и добавляют 1 часть мела в порошке.
Производство сургуча
Хороший сургуч должен иметь красивый Цвет, ярко гореть, не сильно коптить и не прилипать к печати. Сургуч приготовляется следующим образом: сначала расплавляют шеллак или канифоль в чугунном эмалированном котле, при постоянном помешивании, затем добавляют терпентин, после чего в эту расплавленную массу всыпают тонкой струей, не прекращая помешивания, смесь других веществ: мел, сернобариевую соль, краску и др. Когда вся смесь станет однородной, выливают немного массы на холодную жестяную пластинку, на которой сургуч быстро застывает, и испытывают его относительно окраски, твердости и ломкости. После этого добавляют, по желанию, благовонные вещества и выливают все в латунные формы.
Если в состав массы входит скипидар, то сначала шеллак и терпентин расплавляют вместе на небольшом огне и, при постоянном помешивании, добавляют кашицеобразную смесь, состоящую из талька, мела и краски со скипидаром. Помешивание продолжают до тех пор, пока не образуются пузыри; затем чугунный горшок снимают с огня и выливают массу в формы,предварительно смазанные маслом.
Разливание массы в формы производят следующим образом: из горшка вынимают ложкой жидкую массу и наполняют ею предварительно нагретую маленькую кастрюльку с носиком, посредством которого масса равномерно выливается в формы. Формы могут быть двоякого рода: из одного куска или из двух половинок. Перед разливанием их слегка подогревают.
Красный сургуч для запечатывания писем (первый сорт).
Сплавляют 12 частей шеллака, 8 частей венецианского терпентина, 9 частей киновари, 3 части магнезии, 2 части скипидара.
Упаковочный сургуч
Сплавляют 66 частей канифоли, 33 части киновари, 16 частей терпентинапростого, 25 частей мела, 1 часть скипидара.
Обесцвечивание смол
Смола нагревается до 200+С с тремя объемами воды и небольшим количеством каустической соды. При добавлении к смеси холодной воды красящие вещества смолы переходят в раствор, а чистая, почти бесцветная смола осаждается на дне котла. Нужно избегать добавления большого количества соды, чтобы не уменьшить выход очищенной смолы, которой при нормальных условиях должно быть только немного меньше веса взятой для отбелки смолы. После того как водный раствор отделен, в котел с осадком пропускают некоторое время угольную кислоту, чтобы предотвратить его потемнение из-за окисления. Лучшие результаты получаются, если плавление и вообще всю операцию производить в вакуум-аппарате, что дает возможность работать при более низкой температуре и полностью отделить раствор от осадка.
Масло или лак для дерева
Древесина издавна применяется в строительстве. Из нее возводят дома, хозяйственные блоки и другие беседки и т.д. Несмотря на все положительные качества натурального дерева, под воздействием влаги оно быстро приходит в негодность. Для защиты древесины от влаги и биологических факторов может использоваться лак или масло для дерева, что лучше использовать? Прочитав статью, можно получить ответ на этот и многие другие вопросы.
Материал пользуется повышенным спросом благодаря экологической безопасности, простоте обработки и доступной стоимости. Деревянные постройки хорошо сохраняют тепло, отличаются высокими звукоизоляционными характеристиками и красотой текстуры. Сохранить эти преимущества, поможет своевременная обработка специальными составами.
Масло для дерева особенности и характеристики
Еще древние китайцы использовали различные сорта масел для защиты древесины от древоточцев, влаги и других неблагоприятных воздействий. Эта методика стала основой для создания современных масляных пропиток.
Использование масел для обработки дерева имеет ряд существенных преимуществ, однако имеются и некоторые недостатки.
Плюсы
К наиболее существенным достоинствам масла можно отнести:
- экологическую безопасность пропитки. В состав масляных пропиток входят только натуральные ингредиенты;
- высокие эстетические характеристики обработанной древесины. Масляные пропитки подчеркивают естественную красоту материала, и придают поверхности благородный матовый оттенок;
- простоту нанесения и полировки. Для обработки поверхности маслом потребуется мягкая ветошь или кисть с натуральным ворсом. Нанесение и полировка не требуют никаких специальных навыков;
- доступную стоимость. Масляные пропитки можно приобрести по приемлемой цене в любом строительном магазине;
- возможность быстрой реставрации поврежденных участков. Царапины и другие механические повреждения легко устраняются с помощью повторной обработки.
Натуральные масла пригодны для обработки любых пород древесины, в том числе и экзотических. Глубоко проникая в структуру материала, пропитки надежно защищают от любых вредных воздействий.
Минусы
На фоне перечисленных выше достоинств недостатки выглядят неубедительно, но все же заслуживают внимания. К ним относятся:
- необходимость регулярного ухода. Пропитку и полировку поверхностей следует проводить раз в 4-5 месяцев. Если этого не делать, древесина постепенно утрачивает защитные свойства;
- на обработанной маслом поверхности отчетливо видны любые жировые пятна. Для их устранения необходимо произвести повторную обработку.
Вряд ли можно считать эти недостатки существенными, поскольку для их устранения не потребуется особых усилий.
Разновидности пропиток
В частном строительстве для защиты деревянных построек и предметов интерьера обычно применяют такие масла:
- тиковое. Название пропитки весьма условно: с тиковым деревом пропитка никак не связана. Средство изготавливают из льняного и тунгового масла с добавлением рафинированного соснового скипидара. Применяется как для обработки предметов интерьера, так и на открытом воздухе;
- льняное. Обеспечивает надежную защиту фасадов, садовых построек и других конструкций, подверженных воздействию влаги. Может быть использовано для обработки лестничных маршей, перил и других элементов интерьера. Помимо защитных свойств, льняная пропитка способствует выявлению текстуры и придает древесине высокие эстетические характеристики;
- тунговое. Средство предназначается для внутренних работ. Обеспечивает надежную защиту любых пород дерева от воздействия влаги, древоточцев и плесневых образований. Максимально выявляет текстуру древесины;
- дегтярное. Обладает ярко выраженными антисептическими свойствами. Пропитка состоит из льняного масла, пневой смолы и соснового скипидара. Состав может использоваться для обработки днищ лодок и причальных сооружений.
Помимо масляных пропиток для защиты от влаги и биологических факторов используются различные лаки.
Лак для дерева особенности и характеристики
В отличие от масляных пропиток, лак не неглубоко впитывается в структуру древесины, а образует поверхностное защитно-декоративное покрытие. Химическая промышленность выпускает несколько видов лака. К наиболее распространенным относятся:
- грунтовочные. Наносятся перед финишным слоем. Повышают адгезию с окончательным покрытием, уменьшают расход дорогостоящих лаков и делают текстуру более равномерной. Отличаются невысокой стоимостью и посредственными защитными характеристиками;
- масляные. Основными ингредиентами являются как натуральные масла и смолы, так и их искусственные заменители. Наличие масла позволяет обеспечить глубокое проникновение в структуру древесины, что способствует улучшению защитных характеристик покрытия;
- алкидные. Отличаются износостойкостью и устойчивостью к биологическим воздействиям. Алкидные лаки часто применяются для обработки половых настилов и других, подверженных истиранию поверхностей. Основным компонентом является лифталевая или пентафталевая смола. Для получения необходимой консистенции допускается использование уайт-спирита или сольвента;
- алкидно-карбамидные. Представляют собой двухкомпонентное покрытие на основе алкидной и аминоформальдегидной смолы. Требуют обязательного использования специального отвердителя. Для готового покрытия характерны высокая механическая прочность, влагостойкость и эффектный глянец. Основная область применения – покрытие напольных покрытий из натуральной древесины;
- полиуретановые. Благодаря прочности и влагостойкости получили самое широкое распространение. Могут использоваться как для внутренних, так и для наружных работ. Применяются для обработки напольных покрытий, мебели, садовых построек, деревянных фасадов, яхт. К недостаткам можно отнести высокую стоимость;
- акриловые на водной основе. Благодаря экологической безопасности широко применяются для внутренних работ. Не отличаются высокой прочностью и влагостойкостью, однако абсолютно безопасны для человека. Допускается разведение водой до нужной консистенции;
- полиуретановые на водной основе. Одна из последних разработок, отличающаяся твердостью, износостойкостью и эластичностью, в сочетании с полной экологической безопасностью. Выпускаются одно-, двух-, и трехкомпонентные составы, обеспечивающие надежную защиту от механических повреждений и атмосферных явлений. Применение ограничивается высокой стоимостью;
- нитроцеллюлозные. Включают в себя нитрат целлюлозы, органический растворитель, смолы и пластификаторы. Используется преимущественно для внутренних работ. Время полного высыхания от 30 до 120 мин. Обладают высокими эстетическими характеристиками, однако плохо противостоят влаге и ультрафиолету. Неприятный запах полностью улетучивается после высыхания;
- эпоксидные. Представляют собой двухкомпонентный состав на основе эпоксидной смолы и отвердителя. Смешивание компонентов производится непосредственно перед применением. Время полного высыхания 12 — 15 часов. Защитный слой отличается высокой твердостью, стойкостью к ударным нагрузкам, воздействию влаги и ультрафиолета;
- полиэфирные. Основой этого многокомпонентного состава служит полиэфирная смола. Наносится на поверхность с помощью пульверизатора. Используется в основном для обработки недорогих музыкальных инструментов и мебели. Устойчивы к химическим воздействиям и влаге;
- спиртовые. Представляют собой раствор смол в этиловом спирте. Срок полного высыхания от 30 до 90 мин. Обладают посредственными защитными свойствами. К достоинствам можно отнести доступную стоимость и быстрое высыхание.
Существуют и другие модификации, но широкого распространения они не получили.
Чем же лучше покрыть дерево лаком или маслом?
Масляные пропитки глубоко проникают в структуру дерева и обеспечивают надежную защиту от влаги и биологических воздействий. Лаки образуют защитно-декоративное покрытие на поверхности древесины.
Для того чтобы окончательно выяснить что лучше, рассмотрим несколько критериев.
Нанесение на поверхность
При нанесении лака кистью избежать неравномерности покрытия практически невозможно. Кроме того, при обработке вертикальных поверхностей возможно образование потеков. Избежать этих недостатков помогает использование пульверизатора, однако это значительно усложняет процесс.
Нанесение масла не требует никаких специальных приспособлений. Достаточно чистой хлопчатобумажной или льняной ветоши. Избыток масла легко удаляется. В результате покрытие получается равномерным, без потеков и других дефектов.
Еще одним недостатком лака является то, что в процессе нанесения на поверхности может оседать пыль и другие мелкодисперсные частицы. Это сильно портит внешний вид изделия. Если же поверхность покрывается маслом, все лишние включения легко удаляются при полировке.
Защитные свойства
Даже самый качественный лак под действием ультрафиолета или механического воздействия не исключает появления микротрещин в защитном слое. Нарушение целостности покрытия приводит к постепенному разрушению конструкции.
Если изделие покрыто глубоко проникающей масляной пропиткой, для того чтобы нарушить защитные свойства необходимо нанести довольно глубокое повреждение. Но даже в этом случае интенсивного разрушения древесины не будет происходить.
Реставрация покрытия
Для обновления лака потребуется сначала равномерно удалить старое покрытие с помощью наждачной бумаги, после чего нанести новый слой лака. Для реставрации масляного слоя достаточно с помощью ветоши нанести состав на поврежденный участок, удалить излишки и заново отполировать изделие.
Исходя из изложенного выше, можно сказать, что масло для дерева предпочтительнее лака.
Можно ли наносить лак поверх масла для дерева?
Покрытая масляной пропиткой поверхность не нуждается ни в какой дополнительной обработке. В случае утраты привлекательности или механических повреждений целесообразно просто обновить масляное покрытие.
Что касается нанесения лака поверх масляного защитного слоя, то в этом случае трудно поручиться за достаточную адгезию материалов.
Использование масла в качестве защитной пропитки позволяет не только продлить срок службы деревянных строительных конструкций, но и подчеркивает природную красоту материала. Простота нанесения и высокие эксплуатационные характеристики обеспечили масляным составам широкую популярность.
Защитно-декоративные лаки также обеспечивают достаточную защиту от влаги и других вредных воздействий. Недостатком таких покрытий является недостаточное проникновение лака в структуру материала.
Почему я должен покрывать лаком картину маслом или акрилом?
Для унификации качества поверхности
Большинство из нас уже бывали в такой ситуации раньше — наша картина наконец достигла точки завершения, она высохла и готова к отправке, но вы заметили, что качество поверхности неравномерное — в некоторых частях картины есть глянцевые участки. окраска и матирование в других местах. Кроме того, более темные оттенки картины потеряли часть своей насыщенности и глубины.Это обычное дело. Масляные краски высыхают естественным образом с разным качеством поверхности, поскольку разные пигменты требуют разного количества масляного связующего. Кроме того, использование средств рисования в некоторых областях картины может преувеличить эти вариации. Возможно, картина была нанесена на впитывающий акриловый грунт («левкас»), который отталкивает масло от последующих слоев краски. Не волнуйтесь … эти проблемы качества поверхности и насыщенности цвета можно легко исправить, нанеся финальный лак.

До и после лакировки «Секция» Зои Зорич маслом 16 ″ X20 ″ zzfineart.com
Это самый простой способ сделать вашу картину лучше
Как уже упоминалось, высыхание красочных слоев до разного качества поверхности является обычным явлением. Некоторые пигменты, используемые в масляных красках, требуют больше масла и высыхают с большим блеском, другие пигменты требуют меньше масла и сухие матовые. В процессе окраски может быть полезно выровнять качество поверхности, чтобы лучше оценить значения окраски и повысить насыщенность цвета. Для этого рекомендуем «промаслить» поверхность картины смесью краски Галкид и Гамсола.Так как небольшое количество красочного материала будет прочно приклеиваться к предыдущему и последующим слоям, эта процедура предпочтительнее использования ретуширующего лака. «Промасливание» имеет свои преимущества и при недавно завершенной окраске, так как оно не только унифицирует качество поверхности, но и снижает впитывающую способность слоев краски, позволяя последующему слою лака оставаться на самой верхней части структуры окраски.
Неважно, смазываете ли вы картину маслом или нет, лакирование — лучший способ объединить сухие слои краски с желаемым качеством поверхности для вашей работы.Но какой тип поверхности подходит для покраски? Глянцевый? Мертвый матовый? Что-то среднее? Выбор подходящего качества поверхности — это очень личный выбор. Глянцевые поверхности красиво насыщают сухие слои краски и усиливают ощущение глубины картины. Матовые поверхности придают слоям краски очень прямой вид, но могут осветлить самые темные оттенки картины. Исторически сложилось так, что художники-репрезентанты предпочитали глянцевую поверхность из-за повышенного ощущения глубины. Художники-абстракционисты использовали матовые поверхности, чтобы улучшить физичность красочных слоев.Это, конечно, чрезмерное обобщение. Самое главное, чтобы вы нашли подходящее качество поверхности для своей работы.
Другой аспект заключается в том, как окружающая среда влияет на просмотр работы после установки картины. Картины с глянцевой поверхностью трудно увидеть, если они не освещены должным образом. Это может отвлекать от нарисованного изображения.

Что делает поверхность картины глянцевой или матовой? Глянцевые лаки способствуют отражению света от поверхности картины в зеркальном или зеркальном направлении.Глянцевые поверхности делают цвета более насыщенными и насыщенными. Матовые лаки состоят из матирующих веществ (твердых веществ) в слое лака, которые рассеивают свет на поверхности картины. В зависимости от количества матирующих веществ в слое лака матовые лаки осветляют самые темные оттенки картин.
Защитите свою картину
Обычно рекомендуется покрывать законченные картины лаком, если художнику действительно не нравится внешний вид. Незакрашенные картины подвержены старению в отличие от лакированных картин.Очень немногие частные коллекционеры, если таковые имеются, поддерживают в своих домах чистые уровни и контролируемый климат, как в музеях.
Есть два важных критерия, которым должен соответствовать качественный лак для картин. Во-первых, лак должен быть водостойким, чтобы не менять или изменять цветовую схему картины ниже. Во-вторых, в будущем лак должен легко сниматься. Самый верхний слой любой картины в конечном итоге покрывается слоем пыли и грязи. Лаки образуют непористый слой, который предотвращает попадание пыли и грязи в более пористые слои краски под ними.
Если и когда картина должна быть очищена, слой лака может быть легко удален с картины вместе с пылью и грязью, которые скопились на поверхности. Таким образом, лак следует рассматривать как дискретный, «жертвенный» слой для остальной части картины.
Современные лаки лучше традиционных
Традиционный даммарный лак и другие природные смолы делают верхний слой прочным, но со временем желтеют и темнеют, и их становится все труднее удалить для очистки картины.В середине 20 века лаки из акриловой смолы были приняты из-за их устойчивости цвета. Однако эти же лаки изменили внешний вид картин, вернув многих консерваторов к использованию даммара, несмотря на его склонность к пожелтению с возрастом.
В начале 1990-х Роберт Гамблин сотрудничал с Рене де ла Ри в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, чтобы принести современный лак для студии художника. Исследование, проведенное Национальной галереей, выявило наиболее устойчивую смолу Regalrez 1094, которая будет использоваться в качестве лака для картин.Эта смола не только прекрасно пропитывает сухие слои краски, но и входит в состав лака с очень мягким растворителем — гамсолом. Не менее важно, что этот лак можно удалить с помощью Gamsol, что создает очень небольшой риск повреждения нижних слоев краски.

Качество поверхности Gamvar
Когда лакировать
Для большинства картин нет необходимости ждать от 6 до 12 месяцев перед нанесением лакокрасочного покрытия Gamvar. Гамвар можно наносить, когда самые толстые участки вашей картины устойчивы.Осторожно вдавите ноготь в самый толстый участок краски. Если он твердый под поверхностью, значит, он готов к лакировке.
Дополнительные ссылки
Информация о продукте: Gamvar Gloss, Gamvar Matte, Gamvar Satin
Видео-демонстрация лакирования и «смазывания»
Лакировка Часто задаваемые вопросы
Сообщите нам, понравилась ли вам эта информация или был ли дан ответ на ваш вопрос (это помогает нам стать лучше).
.лак-масло — это … Что такое лак-масло?
картина маслом — художник маслом. 1. искусство или техника рисования масляными красками. 2. Картина выполнена масляными красками. [1775 85] * * * Картина масляными красками, среда, состоящая из пигментов, взвешенных в олифе. Масляная краска позволяет сочетать тона и…… Универсал
Лак — это прозрачное твердое защитное покрытие или пленка, в основном используемая для отделки дерева, но также и для других материалов.Лак традиционно представляет собой сочетание олифы, смолы и разбавителя или растворителя. Лаковые покрытия обычно глянцевые, но…… Wikipedia
Лак — Лак, н. [OE. Vernish, F. vernis, LL. вернициум; сродни F. vernir для лака, фр. (предполагается) LL. витринир в глазурь, от LL. vitrinus glassy, fr. L. vitrum glass. См. {Стекловидное тело}.] [1913 Webster] 1. Вязкая жидкость, состоящая из раствора…… Международный словарь английского языка,
Лак дерево — Лак Лак, н.[OE. Vernish, F. vernis, LL. вернициум; сродни F. vernir для лака, фр. (предполагается) LL. витринир в глазурь, от LL. vitrinus glassy, fr. L. vitrum glass. См. {Стекловидное тело}.] [1913 Webster] 1. Вязкая жидкость, состоящая из…… The Collaborative International Dictionary of English
лак — варениш н. [ME vernisch & LT; OFr verniz & LT; ML вероникс, веронис, смола и LT; Gr Berenikē (ныне Бенгази), древний город в Киренаике] 1. a) препарат, сделанный из смолистых веществ, растворенных в масле (масляный лак) или в спирте, скипидаре,…… Словарь английского языка
лак — лакировщик н.лаковый, прил. / vahr nish /, сущ. 1. препарат, состоящий из смолистого вещества, такого как копал или лак, растворенного в масле (масляный лак) или в спирте (спиртовой лак) или другой летучей жидкости. При нанесении на поверхность дерева, металла,…… Универсал
Картина маслом — Мона Лиза, Леонардо да Винчи, ок. 1503–06 Масляная живопись — это процесс рисования пигментами, связанными со средой высыхания масла, особенно в Европе раннего Нового времени, льняным маслом. Часто масло, такое как льняное семя, кипятили с… Wikipedia
лак — / ˈvanɪʃ / (скажем, вахниш) существительное 1.препарат, состоящий из смолистого вещества (например, копала, лака и т. д.), растворенного в масле (масляный лак) или в спирте (спиртовой лак) или другой летучей жидкости, и который при нанесении на поверхность дерева, металла… Австралийский Английский словарь
Масляная краска — Вид на Делфт в масляной краске Иоганнеса Вермеера. Масляная краска — это тип медленно сохнущей краски, которая состоит из частиц пигмента, взвешенных в олифе, обычно льняном масле. Вязкость краски может быть изменена путем добавления…… Wikipedia
длина масла — существительное: отношение высыхающего масла к смоле в лаковом или подобном покрытии, обычно выражаемое как количество галлонов масла на 100 фунтов смоляных лаков, обычно классифицируется как по длине масла, так и по основным виды масел и смол…… Полезный английский словарь
лак дерево — 1.любое из различных деревьев, дающих сок или другие вещества, используемые для лака, например Rhus verniciflua из Японии. 2. Азиатское дерево, Koelreuteria paniculata, из семейства мыльных, с эффектными гроздьями желтых цветов от 12 до 18 дюймов (от 30 до 46 см)…… Universalium