Из чего состоит краска – Из чего сделаны краски?
Из чего сделаны краски?
Аннотация
История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.
Я уже 3 года рисую на изостудии разными красками: акварелью, гуашью, масляными красками, пастелью. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. И современные художники так и поступают. Но давным–давно, когда не было магазинов и краски не изготавливали на заводах, где же художники брали краски? В настоящее время краски делают из химических элементов. Можно ли изготовить экологически чистые краски?
Цель исследования:
Узнать из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки “самодельных” красок.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с научно–популярной, учебной литературой и периодической печатью по теме исследования;
2. Изучить из каких веществ состоят краски.
3. Провести эксперимент: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.
4. Сравнить краски сделанные в домашних условиях и купленных в магазине.
5. Нарисовать рисунок из полученных красок.
Гипотеза: я предполагаю, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Состав красок
Краска–материал, служащий для придания цвета.
Краски состоят из пигмента и связующего вещества.
Пигмент – это сухой краситель.
Мир вокруг нас разноцветен.
Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый – мел, лазорево – голубой или зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов.
Первая синяя краска из лазурита продавалась 1кг за 600 франков. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранилась псковская икона Дмитрия Солу. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.
В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути. Фиолетовые краски могут делать из персиковых косточек или из виноградных шкурок.
Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.
Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.
Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель легкая, полупрозрачная краска, которая требует разбавления водой. Само название говорит об этом.
Одна из древних живописных техник – темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют “яичные краски”. Более двух тысяч лет назад темперу получали, смешивая пигмент с яичным желтком, а восемьсот–пятьсот лет тому назад с яичным белком, к которому одновременно добавляли фиговый сок, мед или другие не известные нам вещества.
Была еще одна краска, очень стойкая, но рецепт ее приготовления утерян. Это энкаустика – краска, замешанная на воске. На рисунке 1 изображен Фаюмский портрет. Этой картине около двух тысяч лет, она найдена в могиле, мы видим выразительный и яркий взгляд.
В настоящее время не удалось приготовить краску на основе воска.
Итак, я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества.
Процесс приготовления красок.
Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищут сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка.
Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.
Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я поняла, что смогу сделать некоторые краски сама.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Описание экспериментов
Для проведения экспериментов мне надо было раздобыть природные пигменты и связующие вещества. В моем распоряжении оказались глина, мел и уголь. Я составил план трех экспериментов.
План эксперимента 1
1. Очистить уголь от посторонних примесей.
2. Измельчить уголь в порошок.
3. Просеять порошок.
4. Смешать уголь с водой.
План эксперимента 2
1. Очистить глину от посторонних примесей.
2. Измельчить глину в порошок.
3. Просеять порошок.
4. Смешать глину с маслом.
План эксперимента 3
1. Очистить мел от посторонних примесей.
2. Измельчить мел в порошок.
3. Просеять порошок.
4. Смешать мел с яйцом.
Все эксперименты прошли успешно, и я получила черную, коричневую и белую краски. Коричневой краской я нарисовала рисунок.
После проведения этих экспериментов мне захотелось попробовать и другое сырье, так я провела еще несколько экспериментов. Каждый вид сырья я смешивала с водой, маслом и яйцом, в результате получились разные по цвету и по консистенции краски.
Результаты экспериментов
Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях.
Полученные краски отличались по консистенции и качествам:
• Уголь с водой дал краску металлического оттенка, легко набирался на кисточку и оставлял на бумаге яркий след, быстро высыхал
• Глина с маслом дала грязно–коричневую краску, плохо смешивалась с маслом, трудно набиралась на кисточку, на бумаге оставляла жирный след и долго высыхала
• Мел с яйцом дал белую краску, которая легко набиралась на кисточку, оставляла на бумаге густой след, долго высыхала, но оказалась самой прочной
Результаты других экспериментов можно увидеть в таблице.
Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.
Итак, чтобы приготовить краску, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину, малахит, лазурит) со связующим веществом (масло, яйцо, вода).
Выводы
* История красок началась вместе с появлением человека.
* Краски для рисования состоят из пигмента и связующего вещества.
* Изначально в качестве пигмента использовали землю, глину, уголь, мел, малахит, лазурит.
* В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, воск.
* Сейчас краски изготавливают в лабораториях и на заводах из химических элементов.
* В ходе экспериментов мне удалось получить краски разных цветов и оттенков, нарисовать рисунок.
Автор: Бекшенёва Элина
3а класс
Руководитель: Тарасова Наталия Геннадьевна
МОУ “Начальная общеобразовательная школа №5”
Россия, г. Нефтеюганск
Полный текст работы: http://static.livescience.ru/kraski/kraski.pdf
livescience.ru
Как делаются краски, их история, компоненты, темперная, акварельная, масляная краски
Немногим известно, что для большинства видов красок, к примеру, акварельных, масляных, гуашевых, темперных – применяется одна и та же материальная основа, не меняющаяся долгие века.
Все мы, наверное, запомнили наши первые краски на акварельных основах в округлых формочках и длиной кистью. Многие пробовали акварельные краски на вкус и ничего не могли поделать с привычкой пробовать кисть на язык, как карандаш. Но, акварельную краску, увы, кушать нельзя, несмотря на то, что в её составе содержится некоторое количество мёда.
Основными компонентами всех красок являются пигментированные частицы и связующие вещества.
Смотря на то, на каком основном составляющем будет замешиваться краска, можно сказать какой она в результате окажется, гуашью или акварелью. Хотя пигментированные частицы у всех видов красок одинаковы, как капли воды. Краски изобрели в такой глубокой древности, что имя изобретателя попросту растворилось в потоке времени.
Наши древние предки перетирали сажу с пережженной глиной, смешивали с животным клеем и создавали с помощью полученного красочного состава свою бессмертную наскальную живопись. Глиняными и охряными красками они разрисовывали стены своих пещер, и эти рисунки сохранились до наших дней!
С течением времени составы красок усложнялись. Человек стал добавлять в них минеральные, каменные, глиняные порошки, изобрёл множество химических добавок. Несмотря на прогресс, есть художники, предпочитающие работать с красками, изготовленными по древним технологиям. Это современные иконописцы и реставраторы. Для воссоздания старых икон и картин им нужны краски по старым рецептам.
Они перетирают краски руками, в их мастерских стоит свинцовая ступка, в которой для прозрачного зелёного цвета растираются в пыль малахиты, для чёрного цвета перетирают виноградную косточку, красная краска добывается из ртутной минеральной киновари, а из лазурита – голубая.
Цветовое разнообразие красок росло и множилось с изобретением новых технологий.
В современном лакокрасочном производстве используются пигментированные частицы на минеральных и органических основах, дарованных нам матушкой-природой, либо искусственно выведенные материалы. К примеру, природный ультрамарин из очень дорогой минеральной ляписной лазури, заменил его «тёзка» синтетического производства.
Как делали первые краски
Люди занимаются живописью не первое тысячелетие. В этом можно убедиться, сходив на любую выставку античного искусства или изучив каталог древних наскальных рисунков.
Если есть рисунок, то должна быть и краска, которой он был нарисован. Но, как древние люди, решившие запечатлеть свою сложную, первобытную жизнь, добыли её? Впрочем, ответ лежит на поверхности. Наверняка древние люди замечали, что многие ягодные культуры имеют хорошую красящую способность, и они решили использовать это качество. Помимо растительной палитры, первобытный человек научился использовать глину, сажу и несколько доступных ему минеральных пигментов для своих творческих потребностей.
Экспериментировал первый в человеческой истории живописец с размахом. Его первая и главная цель состояла в том, чтобы его работы сохранялись подольше. Следовательно, краска должна обладать стойкостью и долговечностью. А для этого необходимо связующее вещество. Эту роль можно возложить на глину, клеи животных происхождений, либо на яйцо. Кстати, яичные желтки и поныне применяются в изготовлении красок как одно из связующих звеньев красочной системы.
Чтобы разнообразить цветовую гамму первых красок, люди использовали охру и умбру.
Компоненты красок
Любая краска состоит из четырёх основополагающих компонентов. Это:
- Красящие пигментированные частицы.
- Основное связующее вещество.
- Растворительные добавления.
- Наполнительные материалы.
Все перечисленные компоненты оказывают своё уникальное влияние на различные параметры краски. О пигментированных частицах уж было много сказано, так что сразу переходим к связующему веществу.
В роли связующего вещества часто применяются:
- натуральный либо животный клей,
- природная смола,
- углеводородные соединения растворимые в жидких средах,
- твёрдые масляные продукты,
- полимерные добавления.
Весь этот джентльменский набор служит в красках плёнкообразователем. Именно они, по мере высыхания красочного материала, из-за своих связующих характеристик, покрывают обрабатываемую поверхность прочным слоем, сохраняющим в красящем материале пигментированные частицы и наполнительные вещества.
Растворительные добавления необходимы для уменьшения вязкости краски, что упрощает работу с кистью и делает удобным нанесение краски на рабочую плоскость. Растворители выбирают в связке со связующими веществами, использованными в определённом виде краски. В основном это:
- водные,
- масляные,
- спиртовые,
- кетоновые,
- эфирные,
- другие углеводородные соединения.
Наполнительные материалы добавляются в красочные составы, чтобы модифицировать текстуру и усилить матовость. Невозможно представить без наполнительных материалов производство термоустойчивой краски, применяемой в гончарных мастерских и при различных росписях.
Темперная краска
В её основе использована водорастворимая эмульсия, которая заменила желтковую смесь, применявшуюся в старые времена в традиционных иконописных работах. При больших объёмах производства темперной краски используются казеиновые добавления в сочетании с искусственными поливинилацетатными смолами.
Краски на темперной основе отличаются тем, сохнут крайне быстрыми темпами, меняя при этом изначальные тоновые и цветовые параметры. Однако, её прочность и долговечность не подлежат никаким сомнениям. Картины, написанные темперной краской, это искусство, созданное не на один век.
Акварельная краска
Одна из самых распространённых красочных систем. Её производят уже на протяжении нескольких десятков веков, ведь акварельную краску придумали как делать китайцы одновременно с бумагой. Европейцы же узнали о ней лишь в начале второго тысячелетия нашей эры.
Основу акварельных красок составляют:
- Природный гуммиарабик.
- Растительные смолы.
- Пластифицирующие вещества.
- Мёд.
- Глицерин либо сахарный песок.
Такие основополагающие материалы придают акварельным краскам неповторимую лёгкость и прозрачность. Помимо этих основных компонентов в акварель в непременном порядке включают антисептические вещества, тот же фенол, и именно поэтому акварельная краска всё не должна входить в состав нашего меню.
Гуашевая краска
По своим составляющим компонентам гуашевая краска родственна акварели. В гуаши главную скрипку также играют пигментированные частицы и водорастворимое составляющее на клеевой основе. Но в отличии от акварели, гуашь обогащена натуральными белилами. Это делает её немного плотнее. К тому же по мере высыхания краска высветляется и придаёт поверхности нежную бархатистость. Картины, написанные гуашью или акварелью, отличаются особенной живостью и трепетностью.
Масляная краска
Такая краска замешивается на сохнущем масле, в основном на прошедшем уникальную технологическую переработку льняном масле. В состав масляной краски входят также алкидные смоляные добавления и сиккативные растворительные вещества, обеспечивающие краске максимально быстрое высыхание. Краска на масляной основе появилась на европейском континенте в самой середине средневековья, однако имя человека, которому удалось её изобрести, установить невозможно.
Остатки рисунков сделанных масляной краской основой которой были маковое и ореховые масла обнаружены на стенах пещер, в которых обитали первые буддийские монахи, а масляная варёная олифа применялась ещё жителями в Древнем Риме. Краски на масляных основах не меняют цветовые характеристики по мере высыхания, и обладают удивительной глубиной и яркостью цвета.
Если спрессовать пигменты льняного масла, можно получить масляный мел. Если тот же процесс прессования проделать с краской на восковой основе, получим прекрасный восковый мел.
Пастельная краска тоже изготавливается методом прессования, но масла в неё не добавляются. Новые технологические разработки позволили значительно расширить ассортимент производимой красочной продукции.
Также разнообразился цветовой выбор красок, сегодня насчитывается несколько тысяч оттенков всех цветов, чего при старых способах производства добиться было невозможно. Тем не менее, пигментированная система на минеральной и органической основах, выработанной много веков назад, осталась практически неизменной даже в условиях бурно развивающегося технологического прогресса.
lkmprom.ru
Из чего состоит краска, пигменты придающие цвет, белила в красках
С давних времён человечество пользовалось красками, как для эстетического удовольствия, так и для практических нужд. При чём, во втором случае также есть элемент эстетики, поскольку окрашенные поверхности стен или предметов выглядели очень красиво, о практичности можно даже и не говорить. Краски и другие лакокрасочные материалы были верными спутниками человечества. Они шагали в ногу со временем, становясь всё лучше по качеству и сложнее по структуре.
Краски прошли сложный технологический путь от природных и растительных, которые, зачастую, растирались руками и разбавлялись водой, до сложнейших по составу синтетических и пигментированных красок. Для их создания и сбалансирования всех компонентов используются сложнейшие компьютерные программы. Производство красок выросло от маленьких кустарных объёмов, до хорошо развитых промышленных масштабов. «Виной» этому скачку стал прогресс, поднявший планку спроса на лакокрасочную продукцию на небывалый доселе уровень.
Появилось множество сложного, технически тонкого оборудования, которое нуждается в предохраняющем слое для продления эксплуатационных сроков. Специалисты, работающие в этом виде деятельности, отвечая новым требованиям прогресса, изобретают всё новые и новые виды лакокрасочной продукции.
Наверно многим интересно, из чего состоит краска и другие виды лакокрасочных материалов? Палитра составляющих компонентов современной лакокрасочной продукции чрезвычайно сложна и многообразна. Чтобы сделать качественную краску, отвечающую самым жёстким требованиям стандартов, нужно с ювелирной точностью соблюсти процентные доли каждого вводимого компонента.
Компонентный состав любого лакокрасочного материала включает в себя связывающие элементы и пластифицирующие добавления, без которых невозможно сделать качественный продукт. Но, сейчас речь пойдёт о другом важном составляющем компоненте краски, отвечающим за внешнюю, эстетическую, но и не только, сторону этого продукта – пигментах.
Пигментированные частицы
Пигментированные частицы, по сути, являют собой тонкую, цветную, порошкообразную массу, которая не растворяется в связывающих добавках и растворяющих веществах. Они отвечают кроме цветовых параметров ещё и за эксплуатационный срок обрабатываемого покрытия. Как и заполнительные массы, используемые в рабочих материалах, применяемых в строительстве, пигментированные частицы сокращают усадочные деформирования верхнего затвердевающего слоя и нейтрализуют разнонаправленные движения влажного воздуха. Искусственным путём выведенные пигментированные частицы, обладающие повышенными окрашивающими характеристиками, подвергаются разбавлению мелко размельчёнными белыми наполняющими добавлениями, что приводит к удешевлению красочного состава.
Наполняющими добавками называются:
- Меловые порошки.
- Перемолотый известняковый порошок
- Измельчённый гипс.
- Дисперсионный барийный или тальковый порошок.
Перечисленные наполнительные добавки не снижают температурную устойчивость обрабатываемой поверхности. Пигментированные частицы искусственного происхождения, состоящие из оксидных металлических солей разной цветовой гаммы.
Красочные составы заводского производства и изготовленные непосредственно на месте осуществляемых работ, включает в себя в основном пигментированные частицы неорганического происхождения.
К органическим пигментам относятся:
- Малярную сажу
- Графиты.
- Красящее вещество с синтетической основой, имеющие высокую окрашивающую способность.
К последним можно причислить пигментированные частицы жёлтого, оранжевого, алого и голубого цвета. Они различаются по природному и искусственному происхождению.
Искусственные пигментированные частицы получают в результате химического обрабатывания сырьевого материала:
- Белила.
- Крона.
- Ультрамарина.
- Малярный лазурит и другие.
Белила в красках
Белила, получаемые из тонкого диоксидного титанового порошка, считаются лучшими в современной линейке белил. У них хорошая светостойкость, отличная кроющая способность, к тому же они совершенно безопасны. Белила используют при производстве масляной и эмалевой красок, предназначенных для работ с металлическими, деревянными, оштукатуренными поверхностями. Белила на цинково-оксидной основе имеют хорошую светостойкость и также безопасны. Но так же, как и белила на свинцовой основе, не могут противостоять щелочным воздействиям.
Белила на свинцовой основе выпускаются в виде белого порошка, получаемого в ходе измельчения карбонатных свинцовых соединений. Так как они достаточно токсичны, процент их применения очень низок. Они могут темнеть при воздействии сероводородных и сернистых газов. В следствии этого, белила на свинцовой основе не рекомендуется добавлять к ультрамарину.
Белила на литопоновой основе принимают жёлтый цвет под влиянием яркого света.
Поэтому их смешивают с голубыми пигментами и используют для окрашивания внутренних помещений. Мел применяется и как пигментированная единица, и как наполнительное вещество при разбеливающих процессах разноцветных пигментированных частиц. Мел является важной составной частью клеевых и силикатных красок, идеальных для побелки стен и потолков.
Извёстка применяется главным образом при окрашивании внешних стен и домовых фасадов. Алюминиевые пигментированные частицы имеют пластинчатую форму, что позволяет при окрашивании получать очень красочный слой, так как подобная форма пигментированных частиц позволяет создать «панцирный» слой. Краски на алюминиевой основе позволяют предохранить металлические конструкции от коррозийных процессов, образуя водостойкий слой, который защищает от ультрафиолета и позволяет продлить эксплуатационный срок.
Таблица. Физико-химические показатели густотертых цинковых белил.
Наименование показателя | Норма для марки | Метод испытания | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
МА-011-0 | МА-011-1 | МА-011-2 | МА-011-1Н | МА-011-2Н | ||
1. Цвет пленки | Должен находиться в пределах допускаемых отклонений, установленных контрольными образцами цвета | По 3.3 | ||||
2. Массовая доля твердого вещества, % | 84,0 -79,0 | 84,0 79,0 | 84,0 79,0 | 85,0 80,0 | 85,0 80,0 | По ГОСТ 17537-72 и 3.4 настоящего стандарта |
3. Массовая доля пленкообразующего вещества, % | 16,0 -21,0 | 16,0 21,0 | 16.,0 21,0 | 15,0 20,0 | 15,0 20,0 | По ГОСТ 17537-72 и 3.4 настоящего стандарта |
4. Массовая доля соединений цинка в пересчете на ZnO в твердом веществе, % не менее | 98,0 | 96,0 | 86,0 | 73,0 | 65,0 | По 3.5 |
5. Степень перетира, мкм, не более | 25 | 30 | 50 | 60 | 60 | По ГОСТ 6589-74 |
6. Укрывистость невысушенной пленки белил молярной консистенции, г/м2, не более | 170 | 170 | 170 | 200 | 200 | По ГОСТ 8784-75, разд. 1 |
7. Время высыхания до степени 3 при температуре (20±2) °С, ч, не более | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | По ГОСТ 19007-73 |
8. Твёрдость пленки по маятниковому прибору, условные единицы, не менее | По ГОСТ 5233-89 | |||||
типа М-3 | 0,14 | 0,14 | 0,14 | 0,12 | 0,12 | |
типа ТМЛ (маятник Б) | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 |
Пигменты для красок
Что мы в первую очередь ценим в красках? Конечно же широкую цветовую гамму! Ведь порой мы проходим мимо самой дорогой и качественной краски только потому, что она дисгармонирует по цвету с любимыми занавесками. Так что отвечает в красках за насыщенность и яркость цвета? Естественно это разноцветные пигментированные частицы. Каждые из них добываются из отдельного сырьевого материала. И если их смешивать в разнообразных процентных долях друг с другом, можно получить бесконечное множество прекрасных оттенков. Другое дело что, не все цветные пигменты подходят друг к другу по химическим, физическим, да мало ли ещё каким, параметрам. Но, обо всём по порядку.
Жёлтый цвет
Жёлтый цвет пигментированным частицам придаёт наличие в них нужного количества дисперсионных молекул охры и цинка. Цинковые хроматы используются при создании противокоррозионной лакокрасочной продукции, предназначенной для изделий из металлических материалов. Молекулы свинца – это пигментированные частицы, которые имеют цветовой диапазон от светлых лимонных до ярких оранжевых оттенков. Частицы жёлтых колеров при взаимодействии с щелочными растворами меняют имеющийся колер на красный. Молекулы свинца имеют высокую токсичность, поэтому производственная деятельность, связанная с этим сопряжена с особыми предосторожностями, указанными в Трудовом Кодексе.
Коричневые цвет
Коричневые цвета пигментированным частицам придают умбра и несколько перемешанных элементов, полученных из обработки металлического сурика и мумия. Умбру и охру, относят к лакокрасочным материалам земляного вида. Это измельченная порошкообразная глина, получившая свой цвет естественным, природным путём, с небольшими искусственными добавками для создания коричневых оттенков.
Зелёный цвет
Зелёный цвет пигментам придают хромовые оксиды, зелёный цинк, а также пигментированные частицы сопутствующих колеров цветового спектра. У хромовых оксидов масса плюсов: они обладают повышенной устойчивостью к щелочной, кислотной и высокотемпературной деятельности. Чтобы получить лазурные оттенки достаточно добавить немного ультрамарина. Зелёный цинк можно получить, смешав кроны, лазурь малярную и наполнительные компоненты. Он также хорошо противостоит щелочной деятельности.
Синий цвет
Синие пигментированные частицы получаются при добавлении ультрамарина и малярной лазури. Чтобы получить ультрамарин серу и соду сплавляют с каолином. Широкую популярность получил ультрамарин синего цвета, используемый в качестве пигментированной смеси для строительных красок. Также его применяют в бытовых условиях в виде добавок к стиральным порошкам.
Ультрамарин имеет хорошую стойкость к водной среде, мыльным растворам и слабой щёлочи, но кислота его обесвечивает, выделяя сероводород и кремневую кислоту. Лазурь малярная это железная трехвалентная соль тёмно синего цвета. В водных и кислотных средах она не растворяется, но разлагается под воздействием щелочей. Из-за этого при окрашивании бетонных или свеже оштукатуренных поверхностей краски на основе ультрамарина бледнеют.
Красный цвет
Красные пигментированные частицы обязаны своим цветом железному сурику, измельчённому порошку железных оксидов, который обладает огненно-красным цветом и искусственной мумии – пигменту, имеющему множество разных оттенков, которые зависят от процентных соотношений составляющих компонентов. Естественную мумию – измельчённую минеральную смесь — получают в природных условиях, добавляя железные оксиды, которые позволяют придавать ей все оттенки красного. Сурик получаемый из свинца, это порошкообразная смесь со множеством оттенков красного спектра.
Черные и серые цвета
Пигментированные частицы чёрного и серого цветов получаются из-за добавления малярной сажи, марганцового диоксида, сильно измельчённого графита. Чистый углерод, измолотый в мельчайший порошок, является основной составной частью малярной сажи. Пигментированные частицы с плавающим содержанием углерода, соединившись с оксидами железа, дают гальванический эффект, который ускоряет коррозийные процессы.
Вот так, если коротко, выглядит та составляющая часть краски, которая отвечает за её цветовые параметры. Естественно, что в таком коротком объёме невозможно обо всём рассказать и вникнуть во все тонкости превращения бесцветной, вязкой массы в небольшую, но яркую радугу. Существует ещё множество пигментированных частиц – одних из главных составляющих любой краски – комбинируя которыми можно получить бездонную цветовую палитру, способную украсить нашу жизнь. Мир лакокрасочных материалов способен удивлять бесконечно.
lkmprom.ru
Обзор красок — характеристики всех видов по химическому составу, по применению
О том, что краски обладают эстетической функцией, знает каждый. Однако не менее важно и другое ее предназначение – это защита окрашенных поверхностей. А на них оказывает влияние множество факторов – от прямых солнечных лучей до появления бактерий.
Любая краска вне зависимости от назначения обладает рядом свойств, это:
- адгезией – характеризует то, как краска будет прилипать;
- укрывистостью – определяет способность закрасить рабочую поверхность;
- износостойкостью – показывает как влияют на краску влага, свет, прикосновения;
- экологичностью – определяет наличие в краске вредных и токсичных веществ.
Краска либо эмаль – в чем разница?
Для чего необходимы краски? Прежде всего, чтобы окрасить требуемую поверхность в какой-либо цвет, исходя из которого, и приобретается краска. Но, не только цвет влияет на внешний вид окрашиваемой поверхности, немаловажно и наличие глянца, от которого непосредственно зависит насколько устойчивым будет покрытие.
Для сведения, на блеск краски оказывает прямое влияние то, в каком соотношении находятся смола и пигмент. Если краска матовая, то там преобладает пигмент, а глянцевая, напротив, богата смолами.
Содержание смол, способствует водоустойчивости и прочности глянцевых красок. Ведь, когда растворитель испаряется, формируется прочная защитная пленка.
К глянцевым относится акриловая, масляная, глифталевая и некоторые другие краски, которые считаются эмалью. Для них характерно быстрое высыхание и наличие в составе уайт-спирита, от этого эмали токсичнее и пожароопасней, но в то же время более прочные и лучше защищают покрытие.
Меньшим блеском и прочностью обладают полуглянцевые краски, их используют при обработке деревянных поверхностей. И практически отсутствует блеск у матовых красок.
Что лучше выбрать для использования? Ответ на этот вопрос напрямую связан с планируемой областью применения материала, ведь у каждой из них свои достоинства и недостатки. Глянцевые краски используются шире. Они эластичны, имеют богатый выбор цветов и экологичны. Ими окрашивают влажные либо часто загрязняющие поверхности, требующие частого мытья и чистки. Тогда как матовыми, как правило, красят стены, не подвергающиеся часто такому воздействию.
Разобрав чем отличаются краски от эмали, рассмотрим подробнее классификацию красок — их различают по химическому составу, особенностям применения и виду.
Классификация красок
Всем известно, что на качество ЛКМ влияет, прежде всего, химический состав, а не высокая стоимость. Тем не менее, вряд ли дешевая краска будет достаточно долговечной, ведь в целом технология производства у разных красок одинакова.
Все они содержат следующие компоненты:
- связующая основа – с помощью нее образуется пленка
- пигменты – нужны для придания цвета
- наполнители – для дополнительных свойств
- специальные добавки — усиливают некоторые характеристики, например, стойкость к плесени, и добавляют другие качества
К сведению, в хорошей краске содержатся 8-16 различных компонентов, а они непосредственно влияют на качество материала.
Химический состав красок
Акрилатные состав
В них содержатся пигменты и эмульсия акриловых синтетических смол, поэтому они устойчивы против влаги, а так же кислотных и щелочных осадков. Назначение – выполнение всех наружных и внутренних отделок, за исключением полов и окон.
Акриловые составы
В них основное это акриловые смолы. Высохнув, такие краски темнеют. Преимущества в использовании – не пахнут, сохнут в короткие сроки, не боятся щелочи, влаги и УФ-лучей. Такой ЛКМ легко используется и наиболее оптимален для получения матовой и полуматовой поверхности. Применение – наружные и внутренние работы с бетоном, деревом, стеклом и даже штукатуркой
Алкидные составы
Основа – алкиды. Широко используется, так как жароустойчива и хорошо переносит влагу. Может окрашивать поверхность из кирпичей, металла и дерева. Проста в применении, но реагирует на щелочь и является пожароопасной.
Водно дисперсионные составы
Основаны на водных дисперсиях полимеров. Так как вода не является растворителем находящихся компонентов, а просто разбавляет их, то высохнув, после испарения воды проходит отвердение полимерной пленки. К достоинствам такой краски относятся: отсутствие запаха и испарений, хорошая адгезия. В качестве недостатков стоит отметить довольно высокую стоимость, невозможность работы с металлическими поверхностями, так как может появиться коррозия, а также зависимость от погоды при окрашивании.
Водоэмульсионные составы
Состав – водные эмульсии полимеров. Если в водно-дисперсионных красках – «твердое в жидком», то в этих – «жидкое в жидком». Отличаются экологичностью, богатым колером, пропускают водяной пар и наносятся на многие поверхности. Однако не очень стойкие и склонны к появлению загрязнений. Наиболее качественные водоэмульсионные краски на основе акриловых смол, т.е. акриловые. При добавлении латекса краска становится более водоотталкивающей и легко переносит многочисленное мытье.
Латексные составы
Как описано выше, это водоэмульсионные краски, в основе которых лежит сок каучука – латекс. Они имеют довольно высокую стоимость. Наиболее оптимальны для окрашивания фасада, так как быстрое высыхание не дает появиться грибкам и плесени. Не требуют особых сложностей при нанесении, однако могут реагировать на холод.
Силиконовые составы
Основа – специальные силиконовые смолы. Их по праву считают одними из лучших, этим обусловлена и их высокая стоимость. В них отлично сочетаются достоинства ЛКМ на основе акрила и силикатной краски. Они отлично пропускают пар, при этом не смачиваясь. Кстати, благодаря пропускаемому углекислому газу легко твердеют. У них отличная эластичность, в связи с которой можно перекрыть 2-х миллиметровый шов.
Силикатные составы
Смесь стеклянного раствора и цветных пигментов, с содержанием кремния. Отличительная особенность – краски очень долговечны, практически не поддаются перекраске. Паро- и воздухопроницаемы, зато не обладают такими защитными свойствами, как например, водоэмульсионный материал. Такие краски имеют в своем составе щелочь, поэтому весьма агрессивны и работать с ними надо очень осторожно, чтобы не вызвать воспалительных процессов. Так же минусом является довольно скудный цветовой колер. Применяются при реставрации старых зданий. Окрашивают бетон, штукатурку, кирпич, но нельзя применять для стеклянных, керамических, каменных и металлических поверхностей.
Эпоксидные составы
В составе основное это — эпоксидные смолы. Применение – электрическая изоляция и как антикоррозийное покрытие. Отличаются жаропрочностью, устойчивы против механического воздействия, практически не реагируют на щелочь и кислоты, однако подвержены влиянию агрессивной среды.
Деление ЛКМ в зависимости от применения и вида
Для проведения определенных работ краска должна иметь соответствующий набор характеристик, по этим признакам они делятся на следующие группы:
Интерьерные – их назначение внутренние работы, т.е. квартиры, офисы, подвалы и прочее. Основное требование к таким краскам – экологичность, воздухопроницаемость, стойкость при сухом истирании и простота использования. С помощью матовых — скрываются мелкие недостатки, а при окраске глянцевыми красками фактура становится более выразительной. В качестве интерьерных отлично подходит использование водно-дисперсионных, латексных и водоэмульсионных представителей ЛКМ.
Фасадные – краски для наружных работ, а это кровля, окна, заборы, двери и прочее. Они так же используются в очень влажных и холодных помещениях. Таким краскам необходимо обладать устойчивостью к влаге, температурным перепадам, осадкам и способностью пропускать пар. Акрилатная, силиконовая и силикатная краски – самые распространенные представители фасадных красок.
Универсальные – могут применяться и снаружи и внутри зданий.
Для полов – должны легко переносить сухое истирание, быть экологичными, отвечать всем гигиеническим требованиям, а так же противостоять влиянию различных нагрузок. Выпускают специальные краски, которые предназначены для полов из бетона, из металла, из дерева, акцентируя необходимые свойства для той или иной поверхности. Кстати, самым лучшим вариантом такой краски является алкидная эмаль.
Для ванных комнат – безусловно, основные свойства таких красок это — влагостойкость, устойчивость к плесени и бактериям и экологичность. Такие краски так же должны легко чиститься и мыться. Для работ непосредственно по окрашиванию ванны лучше всего применить эпоксидную эмаль, при нанесении на стены отлично подойдет водоэмульсионная краска.
Существуют так же специальные краски, это:
Антикоррозийная – уже из названия следует, что предназначена такая краска прежде всего для защиты металлов. Ее признаки — технологичность, химическая устойчивость, простота нанесения. Как правило, имеет высокую стоимость. Представлена акрилатными, водоэмульсионными, латексными и водно-дисперсионными материалами.
Декоративная – служит для эстетических задач, создавая уникальное оформление пространства. Такая краска может применяться как имитация металла, шелка, камня и др. Обязательное условие – ее экологичность и легкость использования. Отлично подходят для такой функции разновидности акриловой краски.
Жаростойкая – ей окрашивают печки, батареи, трубы, столбы, радиаторы, а так же прочие поверхности из металла, находящиеся в неблагоприятной среде под действием сверхвысокой температуры и ультрафиолета. К жаростойким краскам могут принадлежать представители акриловых красок.
Экологическая – выпускается сравнительно недавно. Имеет так же название «зеленая». У такой краски отсутствуют какие-либо вредные испарения, так как производители исключают все компоненты, оказывающие негативное влияние. Используют для окрашивания помещений предназначенных для детей либо больных. Обозначаются специальным знаком.
Мы разобрали только самые основные сведения о красках и их представителях. Мир красок богат и разнообразен, поэтому знакомство с ним следует обязательно продолжить.
Таблица 1. Классификация ЛКМ по роду плёнкообразующего вещества.
Род плёнкообразующего вещества | Условное обозначение | Род плёнкообразующего вещества | Условноеобозначение |
---|---|---|---|
Масляные | МА | Перхлорвиниловые | ХВ |
Пентафталевые | ПФ | Меламиноалкидные | МЛ |
Нитроцеллюлозные | НЦ | Полиакриловые | АК |
Глифталевые | ГФ | Каучуковые | КЧ |
Битумные | БТ | Сополимерно-стирольные | СС |
Масляно-стирольные | МС | Полиуретановые | УР |
Шеллачные | ШЛ | Сополимерно-винилхлоридные | ХС |
Этрифталевые | ЭТ | Фенольные | ФЛ |
Полиэфирные | ПЭ | Эпоксидные | ЭП |
Мочевиноформальдегидные | МЧ | Алкидно-акриловые | АС |
Кремнеорганические | КО | Канифольные | КФ |
Таблица 2. Классификация ЛКМ по назначению.
НазначениеГруппаНазначениеГруппаАтмосферостойкие | 1 | Маслобензостойкие | 6 |
Ограниченноатмосферостойкие | 2 | Химически стойкие | 7 |
Консервационные | 3 | Термостойкие | 8 |
Водостойкие | 4 | Электроизоляционные | 9 |
Специальные | 5 |
lkmprom.ru
Виды красок, характеристики, назначение. Краски для внутренних и наружных работ :: SYL.ru
В качестве одного из самых распространённых видов отделки сегодня выступает окрашивание поверхностей. Для того чтобы грамотно использовать краску, которая предлагается современным рынком в большом ассортименте, необходимо разобраться с разновидностями данного материала.
Общее описание
Как правило, краски изготавливаются по одной схеме компонентов, они обычно содержат:
- связующую основу;
- пигмент;
- наполнитель;
- специальные добавки.
Основа нужна для формирования плёнки на поверхности. Что касается пигмента, то он представляет собой вещество для придания цвета. Наполнитель – это компоненты, которые позволяют экономить пигмент и придают составу блеск, а также прочность. Специальные добавки снижают скорость высыхания и твердения, защищают материал от растворителей, грибка и плесени, а также улучшают свойства.
Некоторые специальные добавки могут придавать краске фунгицидные свойства, а также качество пожаробезопасности. Просматривая современные виды красок, вы сможете понять, что в них обычно от 8 до 16 компонентов. От того, насколько правильно они смешаны и подобраны, будет зависеть качество продукта.
Разновидности красок по назначению
Классифицировать краски можно по разным параметрам, но для начала следует рассмотреть разновидности материала по назначению. Таким образом, краски могут быть:
- универсальными;
- предназначенными для внутренних работ;
- используемыми при наружных работах.
Последней разновидности свойственна высокая устойчивость к внешним факторам по типу дождя, ультрафиолета и колебания температур. С их помощью нельзя окрашивать поверхности внутри зданий, так как подобным материалам свойственна токсичность. Современным рынком, предлагаются разные виды красок, среди них следует выделить те, что предназначены для внутренних работ. Они не используются за пределами помещений, так как обладают низкой устойчивостью к негативным факторам. Универсальные краски могут использоваться для внутренних и наружных работ, они изготавливаются на водной основе, поэтому не являются токсичными.
Классификация красок по составу и виду используемого растворителя
Рассматривая виды красок, вы сможете понять, что их можно классифицировать по составу. Таким образом, краски для малярных работ могут быть:
- масляными;
- водоэмульсионными;
- эмалевыми;
- водно-дисперсионными.
Разновидность используемого растворителя краски подразделяется на следующие группы:
- масляно-алкидные;
- водоэмульсионные;
- нитроэмали.
В качестве растворителя у первой разновидности используется уайт-спирит. Водоэмульсионные краски водорастворимы, тогда как нитроэмали используют в роли растворителя ацетона.
Классификация красок в зависимости от назначения и химической природы пленкообразующего вещества
Посетив магазин, вы сможете отыскать разные виды красок. Они классифицируются в зависимости от назначения и химического состава пленкообразующего вещества. Лакокрасочные материалы можно подразделить на пять групп. Первая группа содержит составы, обозначаемые следующими словами:
- краска;
- эмаль;
- лак;
- эмульсионная краска.
Для тех красок, которые состоят лишь из одного пигмента, при обозначении первой группы взамен слова «краска» используется наименование пигмента (например, сурик). Если обратиться ко второй группе, то можно отметить, что она говорит о химическом составе и определяет разновидность пленкообразующего вещества. Обозначается она группа двумя буквами. Если вы увидели обозначение МА, то это говорит о том, что перед вами масляная краска. Аббревиатура ГФ указывает на глифталевые эмали.
Третья группа знаков обозначается цифрой, которая идёт после дефиса. Она обозначает назначение состава. Если вам нужна краска для наружных работ, то следует выбирать ту, в маркировке которой после дефиса идёт единица. Двойка указывает на краску для внутренних работ. Для окрашивания днища лодок используется краска с четверкой после дефиса. Все последующие цифры обозначают порядковый номер, в качестве исключения выступает лишь масляная краска.
Классификация по укрывистости
В качестве одной из главных характеристик краски выступает укрывистость, она выражается в объемном содержании пигмента, которое необходимо для покрытия одного квадратного метра поверхности. Например, сухие краски представляют собой тонкомолотые порошки, образующие непрозрачный слой со связующими материалами. Пигменты представлены искусственными или естественными составами.
Они не растворяются в воде и маслах, при смешивании с растворителями оседают на дно. Чем более тонкий помол пигмента используется, тем выше их качество. К белым пигментам следует отнести белила, мел и известь. Последняя может быть гидравлической и воздушной.
Водоэмульсионная краска
Одной из популярных разновидностей современных лакокрасочных материалов является водоэмульсионная краска. Она представляет собой экологически чистый материал, который может использоваться для нанесения на любую поверхность. Полученное покрытие пропускает пары воздуха, слой имеет хорошую укрывистость и совместим с масляными, клеевыми и эмалевыми красками.
Покраска водоэмульсионной краской может осуществляться на поверхность клеевого лакокрасочного материала лишь в том случае, если ранее не использовалась квасцовая или купоросная грунтовка. Это требование обусловлено тем, что вышеупомянутые вещества способны разрушить водоэмульсию. Если такие грунтовки использовались, то поверхность следует размыть, покрыть олифой, и только после можно приступать к нанесению водоэмульсионной краски.
Для справки
Покраска водоэмульсионной краской поверхностей, которые ранее окрашивались масляными составами или эмалями, должна осуществляться лишь после предварительной подготовки. Поверхность необходимо промыть мыльной водой, загрунтовать разбавленной краской или олифой, только после следует приступать к нанесению водоэмульсионного состава.
Технические характеристики водоэмульсионной краски
Если вами будет использоваться краска водоэмульсионная, характеристики данного состава необходимо рассмотреть перед нанесением смеси на поверхность. Среди ингредиентов следует выделить:
- загуститель;
- наполнитель;
- антисептик;
- латекс.
Вязкость краски может изменяться. Если вы планируете осуществлять ее нанесение на поверхность кистью, то этот показатель должен изменяться в пределах 40-45 с. Для краскопульта краска разбавляется до вязкости 20-25 с. Расходуется смесь, если ее несение будет осуществляться в 1 слой, в объеме от 150 до 200 мл/м2. Конечное значение будет зависеть от способности к впитыванию основания.
Удельный вес смеси равен 1,3 кг/л. На высыхание уйдет время от 2 часов до суток. Этот параметр будет зависеть от влажности воздуха и температуры. Влажность при высыхании должна составить 65%, тогда как оптимальный уровень температуры эквивалентен +20 °C.
Разновидности аэрозольных красок
Аэрозольная краска сегодня достаточно популярна по той причине, что отличается легкостью нанесения. Она предлагается к продаже во множестве разновидностей. Среди прочих следует выделить эмали, в качестве основы которых выступает вода. Использовать такие смеси можно для оформления экстерьера и интерьера. Нанесение осуществляется довольно просто, краска после этого высыхает в течение короткого времени. Удалить ее с основания можно в течение получаса, используя влажную ветошь.
После высыхания экокраска – еще одна разновидность аэрозольных составов, — формирует прочное покрытие, которое не подвергается негативному воздействию ультрафиолета. Аэрозольная краска может быть предназначена ещё и для металла. Смесь может состоять из трех компонентов, а именно:
Аэрозольные краски для металла могут быть двухсоставными, в этом случае они готовятся из краски и грунтовки. Обычные аэрозольные краски для металла используются для придания поверхности желаемого цвета. Автомобильные аэрозольные краски могут иметь разный химический состав, в зависимости от него классифицировать такие смеси можно на:
- алкидные;
- меламино-алкидные;
- акриловые.
Первая разновидность отличается быстрой полимеризацией и используется для локального ремонта. Второй вид данной краски довольно длительное время высыхает при высокой температуре. Наиболее распространёнными являются акриловые автомобильные аэрозольные краски. С их помощью можно добиться создания матовой или глянцевой поверхности. В итоге получается слой, не требующий защиты лаком и устойчивый к агрессивным средам.
Разновидности красок для стен
Рассматривая виды красок для стен, следует обратить внимание на эмульсионные составы. Они довольно плохо смываются, быстро сохнут и не имеют неприятного запаха. Одной из разновидностей является водоэмульсионная краска, которая может использоваться в условиях повышенной влажности. Состав высокопластичен, а его нанесение осуществляется при температуре в +5 °C или выше.
В продаже сегодня представлены самые разные виды красок для стен. Среди них алкидные составы, которые являются одними из популярных. Создается смесь на базе алкидной смолы и используется для нанесения на древесину, металл и оштукатуренные стены. Силикатные краски в качестве разбавителя используют воду. Данный состав не должен наноситься на стены, которые раньше покрывались алкидными или акриловыми смесями.
Клеевые краски тоже используются для декорирования стен. В их составе содержатся органические полимеры, предварительно растворенные в воде. Использовать данный материал можно для внутренних и внешних работ, ведь он устойчив к агрессивным воздействиям внешней среды и отлично сцепляется со штукатуркой, бетоном и кирпичом.
Разновидности красок для пола
Краска для пола используется при отделке помещения сегодня довольно часто. Она предлагается к продаже в следующих разновидностях:
- лаки;
- масляные краски;
- акриловые краски;
- эмали.
Лаки изготавливаются из натуральных и синтетических смол, а также масел, которые разводятся в обычной воде или органических растворителях. К данной разновидности красок относятся бесцветные и цветные лаки. В качестве основного преимущества акриловых красок выступает их безопасность. Они не содержат органических растворителей, поэтому не являются токсичными. Такая краска для пола быстро высыхает, удобна в работе, а смыть ее можно водой в процессе окрашивания.
Что касается эмалей, то с ними тоже легко работать, стоят они недорого, поэтому получили широкое распространение при окрашивании полов. Рассматривая виды красок для пола, следует выделить ещё и эмали, которые включают несколько компонентов, среди них:
- пигменты;
- растворитель;
- наполнители;
- лак.
Краски на водной основе
Рассматривая виды красок на водной основе, следует выделить эмульсионные составы, которые не содержат органических растворителей, отличаются пожаро- и взрывобезопасностью и не являются токсичными. Краски на основе ПВА имеют низкую стоимость, наносить их можно на поверхности исключительно в сухих помещениях. Дополнительным их недостатком является довольно скудная палитра оттенков. Акриловые краски тоже являются водорастворимыми. Они устойчивы и не боятся влажной уборки. Именно поэтому подобные составы можно использовать даже во влажных помещениях.
Акриловые краски
Акриловая краска устойчива к замораживанию, она замерзает при -40 °C. Оттаивать смесь необходимо постепенно, происходить это должно в течение нескольких дней. Тару следует занести в помещение с температурой выше нуля. Перед началом нанесения акриловая краска размешивается, а при необходимости разводится водой. Акриловая краска наружная должна высыхать при температуре в пределах от 18 до 22 °C. Полного высыхания следует ожидать через 2 часа.
Одного килограмма состава будет достаточно для площади в 5 м2. После завершения работ краска должна быть отмыта от посуды и кистей, ведь после затвердевания она довольно плохо отстает от поверхности. Промышленностью выпускаются следующие виды акриловых красок:
- винил-ацетатные;
- акрилатные;
- бутадион-стирольные;
Акриловые краски на основе поливинилового спирта не следует наносить на поверхности, которые ранее обрабатывались меловыми составами. На первом этапе основание подготавливается – меловой слой размывается для этого.
www.syl.ru
Ответы@Mail.Ru: из чего делают краски?
Из чего делают краски Немногие знают о том, что все краски: акварельные, масляные, гуашевые, темперные — изготавливают на одной основе на протяжении тысячелетий. Наверняка все помнят свои первые акварельные краски — с круглыми цветами и лохматой кисточкой. Медовые. Некоторые пытались акварель съесть, и почти у всех была привычка облизывать кисточку. А между тем, акварель далеко не так съедобна, хотя и в самом деле содержит мед. Основа всех красок — пигмент и связующее вещество. От того, на чем замешивают краски, и зависит получится она акварельной или гуашевой. А пигмент у всех красок один. Краски существуют так давно, что невозможно сказать, когда и кем они были изобретены. С древнейших времен люди растирали сажу, пережженную глину, замешивали на животном клее и творили в свое удовольствие. Охрами, красками на основе глины, и сажей расписаны пещеры — первые свидетели труда живописцев, дошедших до наших времен. Со временем люди стали претворять в краски минералы, камни, глины и химические смеси (окиси, оксиды и так далее) . Если вы хотите сегодня увидеть, как работали художники тысячи лет назад, придется заглянуть в мастерскую темперной живописи, к иконописцам. Как и много столетий назад мастера иконного дела перетирают краски вручную. Раздробленный в свинцовой ступке и растертый до состояния пыли малахит даст прозрачный зеленый цвет, пережженные виноградные косточки – черный, ртутный минерал киноварь – одноименный красный цвет, а лазурит – синий. Палитра цвета росла и множилась с развитием живописного искусства. Сегодня для промышленного производства красок используют минеральные и органические пигменты, добытые из недр матушки-земли или пигменты, полученные искусственным путем. Например, вместо того же ультрамарина из дорогого минерала ляпис-лазури, получают синтетический «ультрамарин» . Темперные краски имеют в своем составе водорастворимую эмульсию. В традиционной иконописи – смесь желтка. В промышленном производстве – казеин или ПВА (синтетическая поливинилацетатная смола) . Темперные краски очень быстро сохнут, сильно изменяют цвет и тон, но прочнее темперных красок ничего нет. Это — живопись на века. Самые популярные — акварельные краски — замешивают на основе природного гуммиарабика (растительных смол) , с добавлением пластификаторов: меда, глицерина или сахара. Это и позволяет им быть такими легкими и прозрачными. Кроме того, в акварель обязательно включат антисептик, вроде фенола, поэтому есть ее, все-таки, не стоит. Изобрели акварель вместе с бумагой в Китае, а вот в Европу эта техника пришла только в XII веке. Гуашь по своему составу очень близка к акварельным краскам, в ней тоже пигмент замешан на водорастворимой клеевой основе. Но в цвета добавлены белила, что придает краскам плотность, сильное высветление при высыхании и бархатистую поверхность. Масляные краски замешивают на сохнущих маслах (чаще всего, используя специально обработанное льняное масло) , алкидных смолах и сиккативе (растворителе, позволяющем краске быстрее высыхать) . Масляные краски появились в Европе в XV веке, но кому принадлежат лавры изобретателя все же неясно, так как следы росписей краской на основе макового и орехового масла найдены в древних буддийских пещерах, а олифу – вареное масло – применяли еще в Древнем Риме. Масляные краски не меняют цвет при высыхании и позволяют добиваться потрясающей глубины цвета. Спрессовав льняное масло с пигментом, получают масляные мелки, на основе воска – восковые мелки. Пастель изготавливают также путем прессования, только без применения масла. Современные технологии значительно расширили как линейку красок, так и палитру цвета. Но, по-прежнему, минеральные и органические пигменты составляют основу самых качественных красок.
Краски делают из минеральных компонентов + добавляют специальный клей. Например, вишневый или рыбий. А самым качественным является гумми-арабик. А сами цвета и получают с использованием минеральных компонентов, которые очень мелко дробят. Потом всё это смешивают. Про отдельные цвета и процесс в целом можно почитать вот тут:
touch.otvet.mail.ru
Состав лакокрасочных материалов, характеристики, таблицы, классификация
Окружающий мир без красок и лаков был бы абсолютно серым и безрадостным. Тяжело представить жизнь современного человека без этих материалов. В самые разнообразные цвета окрашено все вокруг нас: дома, предметы интерьера, бытовая техника, спортивный инвентарь, транспорт, и тем более детские игрушки. Лакокрасочные материалы защищают от ржавчины металлические конструкции, гниения деревянные изделия, предупреждают растрескивание бетона и штукатурки.
Общая характеристика
Лакокрасочным материалом (ЛКМ) называют поликомпонентную систему, которая при нанесении на окрашиваемую поверхность образует цельное полимерное покрытие с защитными, декоративными и специальными свойствами. Это покрытие формируют определенные физико-химические превращения. Тонкая пленка на основе органических и неорганических соединений изолирует поверхность от воздействия окружающей среды, придает ей определенную окраску и облик. Толщина такой пленки не превышает десятки микрометров, т.е. примерно равна толщине человеческого волоса.
В состав лакокрасочных материалов входят:
- Пленкообразующие вещества.
- Пигменты.
- Наполнители.
- Разбавители.
- Сиккативы.
- Отвердители.
- Ускорители.
- Целевые добавки.
- Растворители.
Следует остановиться на каждом из них по отдельности.
Таблица 1. Классификация ЛКМ по роду плёнкообразующего вещества.
Род плёнкообразующего вещества | Условное обозначение | Род плёнкообразующего вещества | Условноеобозначение |
---|---|---|---|
Масляные | МА | Перхлорвиниловые | ХВ |
Пентафталевые | ПФ | Меламиноалкидные | МЛ |
Нитроцеллюлозные | НЦ | Полиакриловые | АК |
Глифталевые | ГФ | Каучуковые | КЧ |
Битумные | БТ | Сополимерно-стирольные | СС |
Масляно-стирольные | МС | Полиуретановые | УР |
Шеллачные | ШЛ | Сополимерно-винилхлоридные | ХС |
Этрифталевые | ЭТ | Фенольные | ФЛ |
Полиэфирные | ПЭ | Эпоксидные | ЭП |
Мочевиноформальдегидные | МЧ | Алкидно-акриловые | АС |
Кремнеорганические | КО | Канифольные | КФ |
Таблица 2. Классификация ЛКМ по назначению.
Назначение | Группа | Назначение | Группа |
---|---|---|---|
Атмосферостойкие | 1 | Маслобензостойкие | 6 |
Ограниченноатмосферостойкие | 2 | Химически стойкие | 7 |
Консервационные | 3 | Термостойкие | 8 |
Водостойкие | 4 | Электроизоляционные | 9 |
Специальные | 5 |
Пленкообразующие вещества
Пленкообразователи (будучи по своей природе полимеризационными, природными, поликонденсационными смолами, эфирами целлюлозы, жирными кислотами, растительными маслами) выполняют ряд важных функций:
- Связывают наполнители и пигменты;
- Растворяют органические наполнители;
- Образуют защитную пленку;
- Способствуют адгезии с обрабатываемой поверхностью.
Зачастую в качестве пленкообразующих веществ используют алкидные смолы. Это полиэфиры, которые являются результатом переработки многоосновных и жирных одноосновных кислот, а также спиртов и имеют разветвленную структуру.
Выделяют несколько видов этого соединения:
- глифталевая,
- пентафталевая,
- этрифталевая,
- ксифталевая.
Каждая из них на основе:
- глицерина,
- пенраэтитрита,
- этиола,
- ксилита.
Алкидная смола обуславливает плавность и влагоустойчивость готового состава. С целью улучшения этих параметров в рецептуру добавляют растительные масла или карбоновые кислоты.
На основании массовой доли масла в составе, смолы бывают:
- сверхтощими,
- тощими,
- средней жирности,
- жирные.
Алкидные смолы могут быть:
- высыхающими,
- невысыхающими.
Вид растительного масла, которое используют при изготовлении ЛКМ, влияет на скорость высыхания защитной пленки и ее водоустойчивость. Именно это следует учитывать при составлении рецептуры того или иного материала. Так, например, тунговое масло обладает наибольшей скоростью высыхания, поэтому его целесообразно использовать при производстве грунтовок.
По взаимоотношениям с растворителями алкидная смола может быть:
- Водоразбавляемой и нерастворимой в воде;
- Разбавляемой органическими растворителями и растворимой в них.
Таблица 3. Пленкообразующие, применяемые при изготовлении лакокрасочных материалов.
Наименование | Характеристика | Область применения |
---|---|---|
Латекс СКС-65 ГП ГОСТ 10564-75* | Продукт совместной полимеризации дивинила со стиролом. Масса белого цвета. Вязкость — 11…16 с. рН — не менее 11. | Изготовление водоэмульсионных красок КЧВД-26, состав «ФСЛ» и др. |
Поливинилацетатная дисперсия ПВАД ГОСТ 18992—80* | Однородная вязкая масса белого цвета. Получают путем полимеризации винилацетата в присутствии инициатора и защитного коллоида. Условная вязкость по кружке ВМС — 6…10 с. |
Изготовление водно-дисперсионных красок ЭВА-17, ЭВА-27, состав «Дефас» |
Олифа «Оксоль» ГОСТ 190—78* | Маслянистая жидкость темно-желтого цвета. Вязкость по вискозиметру ВЗ-4 — 18…20 с, время высыхания до 24 ч. Получают путем .окисления растительных масел при температуре 160°С с добавлением сиккатива | Изготовление масляных красок, грунтовок, шпатлевок |
Олифа натуральная ГОСТ 7931—76* | Маслянистая жидкость желтого цвета, вязкость по вискозиметру ВЗ-4 — 12…16 с, время высыхания до 24 ч. Получают на основе полимеризации высыхающих масел при температуре 160… 180 °С, не содержит растворителя | Изготовление высококачественных масляных красок и грунтовок |
Жидкое стекло калийное ГОСТ 18958—73 | Жидкость желтого цвета , плотностью 1,15. ..1,18 кг/см3 . Получают путем разогрева и перемешивания в горячей воде кусков силикатного растворимого стекла. | Изготовление силикатных красок |
Лак ГФ-046 ТУ 6-10-612—76 | Раствор глифталевой смолы в сольвенте или уайт-спирите, вязкость по ВЗ-4 — 40…60 с, содержание нелетучих — | Изготовление эмали ГФ-230 |
ЛакПФ-06 0 ТУ 6-10-612—76 | Раствор пентафталевой смолы в уайт-спирите, вязкость по ВЗ-4 — 45… 60 с, содержание нелетучих — 58…62 % | Изготовление эмали ПФ-115, ПФ-14 |
Фосфатное связующее ФС-3 ТУ 6-59-0204852-8—89 | Бесцветная вязкая жидкость без механических включений | Изготовление фосфатных красок |
Пигменты
Есть не что иное, как красящий порошок. Будучи нерастворимым в основе, образует с ней мелкодисперсную суспензию. По своей химической природе представляют собой соли или окислы металлов.
По происхождению можно выделить две группы этих веществ:
- Природные или естественные;
- Искусственные или синтетические. В свою очередь делятся на: органические и неорганические.
Наиболее яркий представитель естественных пигментов различные глины. Благодаря наличию в составе окислов железа, они способны давать самую разнообразную окраску: начиная желтой и заканчивая красно-коричневой. Главным достоинством применения природных пигментов является стойкость цвета.
Искусственные пигменты получают путем химических преобразований.
Чаще всего в производстве используют:
- лазурь,
- киноварь,
- свинцовый сурик,
- различные белила.
Достоинством веществ этого типа является очень яркий цвет в итоге.
Пигментирование ЛКМ повышает их влагостойкость, химическую стойкость, устойчивость к выцветанию, дисперсность, смачиваемость и другие качественные характеристики.
Наполнители
Использование дорогостоящих пигментов в составе лакокрасочных материалов не всегда экономически оправдано. Для экономии ресурсов часть из них заменяют на наполнители – неорганические сухие соединения, которые обладают следующими свойствами:
- Не растворяются в применяемой среде.
- Имеют высокую степень дисперсности и белизны.
- Содержат минимальное количество водорастворимых примесей.
- Имеют небольшую плотность и твердость.
Использовать их допускается только при производстве грунтовок и эмалей. Очень важно оптимально подобрать пропорцию между пигментом и наполнителем. Только в этом случае можно улучшить свойства лакокрасочных материалов. Как пример, повысить прочность или сделать более эластичным. Наиболее часто наполнителями выступают мел, тальк, слюда и т.д.
Разбавители
Очень часто необходимо регулировать вязкость лакокрасочного материала до определенного предела, именно с этой целью используют разбавители, которые не обладают растворяющей способностью. Зачастую в этом качестве выступает вода.
Сиккативы
Для инициации процесса пленкообразования в состав лакокрасочных материалов вводят сиккативы, которые представляют собой соли нафтеновой, смоляной, масляной кислот, растворимые в органических растворителях. Пленка может начать формироваться либо с поверхности, либо у подложки обработанного основания. Это зависит от типа сиккатива в составе ЛКМ. Мнение, что скорость пленкообразования прямо пропорционально количеству добавленного вещества, является верным лишь отчасти. При перенасыщении состава сиккативом, материал высыхает медленнее. Выполнять свою функцию он продолжает и после полного высыхания. Что является еще одной причиной разумного использования этого вещества, ибо в противном случае покрытие состарится преждевременно.
Отвердители
Эти вещества используют, как правило, перед началом работы с лакокрасочным материалом. Представляет собой химическое соединение, добавка которого к ЛКМ приводит к образованию неплавкого нерастворимого продукта.
Ускорители
Соединения, применяемые с целью уменьшить время отверждения лакокрасочного материала.
Растворители
Предтавляют собой жидкость (или смесь), которая обладает способность растворять пленкообразующие вещества. Остновной задачей является обеспечение возможности покрытия лакокрасочным материалом подложки. В промышленности чаще всего применяют сольвет, бутилацетат, уайт-спирит, вода.
Целевые добавки
Соединения, которые улучшают качественные характеристики лакокрасочных материалов, такие как: адгезия, абразивостойкость, пленкообразование, эстетичность, растекание, стабильность при хранении, прочность пленки и т.д. Как правило, массовая доля добавки в рецептуре находится в пределах 0,1-2%. Лучше всего использовать несколько видов этого вещества при производстве ЛКМ, но даже в этом случае его содержание будет менее 5%.
Основными из них являются:
- Усилители противокоррозионных свойств – отработанные наполнители, которыми частично заменяют потивокоррозионный пигмент в рецептуре ЛКМ.
- Пеногасители — применяют с целью предотвратить возникновение воздушных образований при покраске. Принцип действия основан на способности понижать поверхностное натяжение около пузырей, это способствует их слиянию в более крупные и менее устойчивые соединения, которые в результате разрушаются.
- Блокирующие осаждение – вещества, которые придают смеси небольшую тиксотропность и предотвращают осаждение пигментов при хранении ЛКМ. Использовать ее нужно с осторожностью, т.к. при чрезмерном употреблении произойдет расслоение системы.
- Предотвращающие образование пленки на поверхности – сиккативы, входящие в состав лакокрасочных материалов, могут вызвать усыхание поверхностного слоя продукта, в целях избежания этого в рецептуру добавляют метиэтилкетоокси, циклогексаноноксим и подобные им вещества
- Ингибиторы коррозии тары – добавка, применяемая при производстве водных красок, способных вызвать коррозию упаковки, в которой они хранятся. Чаще всего страдают внутренние спаи, стойки и т.д. Для предотвращения этого процесса вводят в состав, например, нитрит натрия или бензоат натрия. Единственным недостатком применения подобных ингибиторов является уменьшение водостойкости покрытия.
- Влагопоглащающие и предотвращающие газовыделение – низкое содержание влаги является очень важным условием для хранения ЛКМ. Поэтому очень важно использовать только пигменты, которые практически не содержат адсорбционной воды. Некоторые добавки способны активно реагировать с водой обезвоживая тем самым пигмент.
lkmprom.ru