Фильтра или фильтры – Как правильно: фильтра или фильтры?
Фильтры: какие действительно нужны?

Фильтр на десять стопов позволил мне использовать 60-секундную выдержку, чтобы размыть волны, разбивающиеся о берег, и превратить их в мистический туман.
Какие фильтры выбирать и как найти нужный размер? При работе с фильтрами у многих начинающих (и даже опытных) фотографов, несомненно, появляется несколько вопросов.
В этой статье мы рассмотрим, что делает каждый из видов фильтров, какие из них вам действительно нужны и как подобрать правильные фильтры для своей камеры.
Ультрафиолетовый (UV) фильтр
Такой вид чаще всего идет в комплекте при покупке камеры или объектива. Это древняя технология, которая уже устарела, но все еще держится на плаву, во многом из-за выгоды для продавцов. UV-фильтры изначально использовались при работе с пленкой. Пленка обычно разделялась на разные слои для красного, синего и зеленого. Синий слой был весьма чувствителен к ультрафиолетовому свету. Еще до появления цифровых камер большинство производителей фотопленок должны были в большей мере преодолеть эту проблему. Современные фотоаппараты полностью избавились от нее благодаря наличию внутренних фильтров, блокирующих ультрафиолет и инфракрасный свет. Что все это значит? На сегодняшний день UV-фильтры полностью потеряли смысл.
Зачастую, если в кадре или возле его границы присутствует источник света, UV-фильтр может усилить или создать блики. Это случается из-за добавления перед объективом дополнительного кусочка стекла, через который должен пройти свет. Вспомним еще то, что дешевые ультрафиолетовые фильтры снижают резкость и контраст фотографий. Так зачем же их использовать?
Причина, по которой многие используют UV-фильтры – защита объектива. Однако, даже это не так полезно, как может показаться. Если поискать в интернете различные тесты эффективности UV-фильтров в плане защиты объектива, станет понятно, наличие фильтра мало что меняет. Переднее стекло в объективе очень прочное и, конечно же, прочнее, чем UV-фильтр. Поэтому любая сила, которая может причинить вред, с легкостью разобьет фильтр и все равно навредит объективу.
Если вы обеспокоены тем, что можете поцарапать или уронить объектив, идеальный способ этого избежать – прочная бленда. В отличие от UV-фильтра, бленда сокращает блики, а не усиливает их. Если вопрос нанесения ущерба объективу очень важен, позаботьтесь о страховке. Это дороже, но тогда вы будете спать спокойно.
Вывод – ультрафиолетовый фильтр вам не нужен.
Круглый (циркулярный) поляризационный фильтр

Эти фильтры имеют два кусочка стекла, которые можно поворачивать, регулируя силу поляризации.
Если вы когда-либо носили поляризующие очки, то испытали на себе эффект циркулярного поляризационного фильтра. Этот вид состоит из двух соединенных стекол, которые можно независимо поворачивать для регулировки силы поляризации. На практике вы видите результат на экране или смотрите сквозь видоискатель и поворачиваете поляризатор пока не получите желаемый результат.
Это обязательный аксессуар для любого фотографа.
Круглому поляризатору можно найти множество применений. Главное – эффекты, создаваемые с его помощью очень сложно или нереально воссоздать при помощи программной обработки. Как ни странно, свое название фильтр получил не из-за круглой формы. Оно относится к методу поляризации. Старые пленочные камеры использовали «линейные» фильтры. Они не позволяют замерять свет и работать с некоторыми видами автофокуса. Поэтому сейчас они устарели и почти не продаются. Обращайте внимание при покупке – вам нужен именно циркулярный поляризационный фильтр, хотя вряд ли сейчас можно встретить линейный тип.
Поляризационный фильтр сокращает блики от сияющих предметов, например, воды или листьев. Когда вы впервые поработаете с поляризатором, вы будете удивлены, насколько много бликов есть на повседневных предметах. Особенно сильно без поляризатора блестит растительность. Правильное использование такого фильтра обеспечивает более богатые, глубокие и реалистичные цвета при съемке объектов, которые обычно отбрасывают блики.

Поляризационный фильтр позволил избавиться от блеска камней и сделал кадр довольно темным, чтобы я мог использовать выдержку 1.3 секунды, сделав воду размытой.
А также такой фильтр может смягчить или убрать отражения на поверхности воды. Хоть иногда отражения и нужны, бывают ситуации, когда без них получается более интересное фото. Один из примеров – мелкое прибережье с интересными камнями под водой. Если небо отражается в воде, довольно трудно запечатлеть, что происходит под ее поверхностью. Однако, используя поляризатор, можно сделать воду кристально чистой и фотографировать происходящее на дне.
Поляризационные фильтры также делают синее небо более темным и глубоким. Хотя тут важно не перестараться, иначе получится нереалистичный вид. Но также, если снимать небо с очень широким углом и поляризационным фильтром, цвет в разных участках может отличаться. Это происходит из-за того, что эффект поляризатора варьируется в зависимости от угла падения солнечных лучей и при съемке с широкоугольником вы одновременно захватываете участки неба с разными углами. В таком случае лучше просто снять фильтр.
Фильтры нейтральной плотности (ND-фильтры)
По большому счету этот вид представляет собой солнцезащитные очки для объектива. У ND-фильтров множество применений, о которых можно написать отдельную статью. Сокращая количество света, который попадает на сенсор, они предоставляют больше контроля над выдержкой. Вы можете устанавливать высокие значения, получив особый эффект.
Фильтры нейтральной плотности – ценный и очень полезный инструмент.
ND-фильтры позволяют делать фотографии, которые без них абсолютно невозможно воплотить, например, шелковый водопад, размытые линии облаков в небе или идеально ровная поверхность воды. Даже портретные фотографы иногда используют эти фильтры, чтобы иметь возможность устанавливать широкую диафрагму в яркое дневное время.
ND-фильтры классифицируются в зависимости от плотности. Обычно они измеряются по количеству стопов (выдержки, диафрагмы или ISO), необходимому для компенсации затемнения и получения правильной экспозиции. Производители по-разному это выражают (такой подход может показаться очень запутанным для новичков). Некоторые просто указывают количество стопов, а другие зачем-то используют инкременты со значением 0,3. То есть, 1 стоп означает 0,3, 2 стопа – 0,6, а 10 стопов – 3,0. Важно немного изучить тему, чтобы не ошибиться с выбором.

ND-фильтр позволил мне установить 15-секундную экспозицию и смягчить воду для контраста с кривыми ветками.
Еще один важный пункт при выборе фильтра нейтральной плотности – создает ли он цветовой оттенок. Обычно это имеет значение для более плотных фильтров, например, 10-стопных. Хотя в большинстве ситуаций при съемке в RAW можно исправить это при помощи Lightroom, немного проще, когда реальный результат виден на экране камеры без необходимости каждый раз корректировать баланс белого после снятия или крепления фильтра.
Нейтральный градиентный фильтр (GND)
Это фильтр, одна половина которого – ND-фильтр, а вторая – чистое стекло. Они выпускаются в разных вариантах, варьирующихся от постепенного к более резкому переходу между половинками. Эти фильтры используются, когда одна часть вашего снимка светлее, чем другая (например, небо и земля при пейзажной съемке).
Недостаток таких фильтров в том, что они полезны только при идеально плоском горизонте. Если что-либо выделяется, например, гора или дерево, оно также затемнится. GND-фильтры – еще один пережиток пленочной эпохи и кадры с высоким динамическим диапазоном намного лучше можно передать при помощи брекетинга экспозиции и использования такого ПО, как Photoshop.
Каким должен быть размер фильтра?
Это очень легкий вопрос. У каждого объектива есть диаметр резьбы для фильтров. Он измеряется в миллиметрах, прямо как фокусное расстояние. Не спутайте две этих характеристики. Информация о диаметре резьбы можно найти почти в любом интернет-магазине. Диаметр обычно указывается в руководстве или на коробке объектива. Мне проще всего просто забить в поисковую систему «размер фильтра для объектива ____» и сразу же найти ответ.
Получается, что, если у всех объективов разный диаметр резьбы, нужно покупать отдельный фильтр для каждого? Конечно, нет! Очень частая практика среди фотографов (по крайней мере, продуманных) – купить фильтр для самого большого диаметра (можно даже заранее выбрать фильтр для объектива, который вы планируете купить в будущем). Когда у вас есть большой фильтр, его можно прикрепить на любой меньший объектив при помощи переходного кольца. Поскольку фильтр больше, чем отверстие объектива, он никаким образом не будет мешать изображению. Если воспользоваться таким методом, можно разумно распределить бюджет, купив один набор качественных фильтров и пару переходных колец вместо того, чтобы тратить кучу денег на фильтры разного размера или жертвовать качеством ради количества.
Помните, что в обратную сторону это не работает. Нельзя прикрутить меньший фильтр к объективу с большим диаметром резьбы при помощи переходного кольца. Он будет закрывать кадр.
Квадратные фильтры (и системы фильтров)
А что насчет тех квадратных кусочков стекла, которыми пользуются некоторые пейзажные фотографы? Это тоже фильтры, обычно – ND или GND, но существуют и квадратные поляризаторы (это звучит странно, ведь, с технической точки зрения, они называются квадратными циркулярными поляризаторами). Зачастую фотографы устанавливают стандартный поляризационный фильтр на одной из сторон квадратного держателя, чтобы иметь для него возможность независимого регулирования.

Квадратные держатели фильтров прикрепляются к объективу при помощи специальных адаптеров, подходящих под размер резьбы.
Преимущество такой системы в том, что не нужно прикручивать и откручивать фильтры. Вы просто вставляете квадратный кусочек стекла и вынимаете его, когда нужно. Либо, в случае с большинством моделей, просто откидываете держатель, компонуете кадр и фокусируетесь, а затем закидываете его обратно. Это может сохранить огромное количество времени при работе с плотными ND-фильтрами, ведь с ними почти невозможно увидеть что-либо сквозь видоискатель.
Я в основном использую именно этот тип и очень его люблю, хотя во многом всё зависит от личных предпочтений. Многие потрясающие фотографы отдают предпочтение исключительно круглым фильтрам, поэтому вам нужно самостоятельно определиться с видом, который лучше подходит. Есть множество хороших держателей для квадратных фильтров от компаний Lee Filters, Cokin, Breakthrough Photography, а также недорогая версия от The Filter Dude.

Для использования системы вам понадобится сам квадратный фильтр и держатель.
Так что же вам нужно?
Давайте перейдем к серьезному вопросу. Что именно нужно вам? Как и с большинством других вещей в фотографии, ответ зависит от сферы, с который вы работаете. Пейзажные фотографы чаще используют фильтры (хотя 1 или 2-стопный ND-фильтр может пригодиться при съемке портретов вне помещения).
Я рекомендую прежде всего обзавестись поляризационным фильтром. Он пригодится для любого вида фотографии и даже может использоваться в качестве 1-стопного фильтра нейтральной плотности, так как блокирует примерно такое же количество света. Благодаря этому его можно использовать во множестве ситуаций. Следующий шаг – ND-фильтр. На этом этапе нужно решить, для каких целей он вам понадобится. Если вы хотите создавать эффект гладких туманистых волн, потребуется более плотный 6- или 10-стопный фильтр. Если же вы не работаете с пейзажами и в основном снимаете портреты, достаточно будет 2- или 3-стопного. 1-стопный фильтр можете не рассматривать, так как его заменяет поляризатор. Неуверены, что вам нужно? Отличный выбор – 6 стопов. Он позволит получить крутые пейзажные эффекты и предоставит достаточно преимуществ для портретной съемки.
Отличная начальная комбинация – циркулярный поляризатор и 6-стопный фильтр нейтральной плотности.
Есть множество компаний, продающих фильтры, среди которых B+W, Lee, Tiffen и Breakthrough. Цены варьируются от довольно дешевых до нескольких сотен долларов. Я рекомендую обратить внимание на модели от Breakthrough Photography. Они зарекомендовали себя как компанию с наилучшим качеством и (это касается ND-фильтров) наименьшей силой оттенков цвета даже у плотных 10-стопных фильтров.
Я хотел бы услышать ваши мысли по поводу использования фильтров. Какой вам больше всего нравится? Нашли ли вы способы креативно использовать различные виды фильтров? Вы предпочитаете квадратные или круглые системы?
Автор: Pete Lagregor
photo-monster.ru
10 Лучших масляных фильтров которые можно поставить. Обзор фирм
Какой масляный фильтр лучше? Этим вопросом задаются автовладельцы, которые сталкиваются с необходимостью замены моторного масла, так фильтр при этом также обязательно нужно ставить новый. Выбор того или иного масляного фильтра необходимо выполнять на основании следующих параметров: соотношение цены и качества, длительность эксплуатации, качество фильтрации.
Содержание:
На полках автомагазинов можно встретить широкий ассортимент самых разных масляных фильтров. Однако существует несколько наиболее популярных и надежных торговых марок, под которыми выпускаются эти элементы масляной системы. В конце материала представлен некоммерческий рейтинг самых популярных фильтров, основанный на отзывах автолюбителей, найденных в сети интернет, а также на основании автомобильных экспертов.
На что обращать внимание при выборе
Самым корректным ответом на вопрос о том, какой масляный фильтр лучше купить, будет — оригинальный! Каждый автопроизводитель в технической документации к машине четко указывает, какой именно фильтр необходимо устанавливать в двигатель, его размеры, марку, технические характеристики, периодичность замены и так далее. Другое дело, что зачастую оригинальные фильтры стоят немалых денег, при том, что они как правило заказываются у сторонних производителей, которые продают свою продукцию дешевле. Существуют и другие фирмы, в которых также фильтра качественные или наоборот, упаковывают чужую продукцию. Так что выбор весьма не прост. И нужно знать на что обращать внимание.
Существует ряд критериев, по которым необходимо выбрать масляный фильтр так, чтобы он не только качественно фильтровал масло, но и прослужил максимально долго. К критериями выбора относится:
- Внешний вид. Актуален как для упаковки, так и для самого корпуса фильтра. Все уважающие себя современные производители очень ответственно относятся к внешнему виду своих изделий и их упаковок. На корпусе фильтра и коробке должны отсутствовать следы брака резьбы, некачественной краски, некорректные надписи. Да и сам фильтр должен выглядеть солидно.
- Наличие защитной пленки. Это некритичный параметр, однако лучше, если она имеется в комплекте. Защитная пленка имеется не на всех масляных фильтрах. Так, она крайне редко встречается на изделиях европейских производителей.
- Материал и площадь фильтрующего элемента. Этот параметр можно узнать из документации или при разборке фильтра. Однако новый фильтр, конечно, никто разбирать не будет, поэтому этих технические данные узнавайте у производителя из документации или в интернете от энтузиастов, которые различными способами тестируют масляные фильтры.
- Отличие в конструкции. В идеале аналогичный фильтр по конструкции не должен отличаться от оригинала. Если же отличия все же есть, то имеет смысл ознакомиться с тем, для каких целей эти отличия были сделаны, ведь есть фирмы которые делают систему фильтрации более совершенной.
- Качество резьбы. Этот элемент не только обеспечивает надежное крепление фильтра на его посадочном месте, но и легкость его откручивания с помощью съемника масляного фильтра.
- Устройство и качество исполнения клапана внутри фильтра. Конструкция устройства должна быть такой же, как и у оригинального фильтра. Высокое качество должно быть по умолчанию. В перепускном клапане должна стоять специальная (а не универсальная!) пружина, которая срабатывает при строгом соответствии давления. Впускной антидренажный клапан должен быть из надежного материала. В частности, не иметь заусенцев, неровных краев. Нельзя покупать фильтры, где вместо силикона используется жесткая резина. Есть вариант где ставят железную прокладку.
- Уплотнительное кольцо. У качественного масляного фильтра уплотнительное кольцо должно быть завальцовано таким образом, чтобы оно с трудом извлекалось из своего посадочного места. Если же этот элемент без труда извлекается оттуда, а тем более попросту выпадает, то перед вами либо подделка либо откровенный брак. Соответственно, от покупки стоит воздержаться.
- Качественная «гармошка». Фильтрующий элемент укладывается внутри корпуса фильтра в правильную «гармошку», с одинаковым расстоянием между складками. Высота материала должна соответствовать высоте корпуса, а его количество не должно быть очень маленьким. Также нужно обращать внимание на наличие смещения и плохой запрессовке торцевых крышек на корпусе фильтра. Клея при этом должно быть достаточно, не больше, чтобы он не подтекал, но и не мало. ФОрма укладки и качество гармошки напрямую влияет на качество самого фильтра в целом.
- Наличие коррозии. Если она имеется на любых металлических деталях фильтра — значит, перед вами некачественный или поддельный продукт. На качественных фильтрах его металлические элементы специально обрабатываются соответствующими антикоррозионными составами, поэтому ржавчина на них исключена.
Для того чтобы ответить на вопрос о том, какой фирмы масляный фильтр поставить, необходимо понимать, что производители делятся на две основные категории. Первые специализируются конкретно на определенных марках автомобилей или их группы. Например, на европейских, азиатских, американских машинах. Другая же группа производителей (обычно это глобальные компании) выпускают широкий ассортимент фильтров для разных машин, но их качество и стоимость зачастую неприемлемы для конечного потребителя. Так, для южнокорейских, китайских и японских автомобилей приоритетными будут масляные фильтры, выпускаемые японскими производителями. Для «европейцев» — европейскими, для «американцев» — американскими.
Существует еще один косвенный метод проверки качества масляного фильтра. Для его реализации необходимо хорошенько встряхнуть корпус фильтра, или положив его на ровную поверхность ударить по нему ребром ладони. В его корпусе при этом не должно ничего дребезжать внутри. Если вибрация и/или шум имеются, то, скорее всего, данный фильтр низкого качества.
Помните, что вместе с правильным выбором масляного фильтра также нужно правильно подобрать моторное масло. И не забывайте вовремя менять моторное масло в двигателе автомобиля.
Рейтинг лучших масляных фильтров
При выборе масляного фильтра автолюбители зачастую задаются вопросом о том, какой производитель лучше? В интернете можно встретить много противоречивых отзывов о различных торговых марках. Однако по статистике существует ряд популярных фирм, чьи изделия широко распространены на всех автомобилях. Ниже приведена информация о наиболее популярных из них, тех, что предлагают самые качественные, эффективные и долгосрочные масляные фильтры. Рейтинг является некоммерческим и не рекламирует ни одну из перечисленных торговых марок.
MANN
Полное название компании-производителя — Filterwerk Mann+Hummel GmbH. На сегодняшний день компания является самым крупным мировым производителем масляных фильтров, ее производственные мощности расположены более чем в 60 странах мира. Под торговой маркой MANN производятся фильтры для самых разных автомобилей, в том числе, грузовых, специальной и коммерческой техники, мотоциклов. Оригинальная продукция отличается высочайшим качеством и долговечностью. Условным недостатком можно считать высокую цену изделий. Другой недостаток — наличие на рынке большого количества поддельной продукции. Поэтому нужны навыки что помогут отличить подделку.
Выбор оригинальной продукции облегчается наличием электронного каталога на официальном сайте производителя. В соответствующих полях необходимо внести техническую информацию о машине (двигателе), и система автоматически предложит возможные варианты с номерами артикулов. В каталоге даже есть фильтры для старых отечественных машин, например, даже для «Москвича».
Mahle
Под торговой маркой Mahle реализуется широкий ассортимент масляных фильтров для самых разных автомобилей, а также другие автомобильные детали и аксессуары. Оригинальные масляные фильтры Мале отличаются очень высоким качеством исполнения. В частности, они имеют прочный металлический корпус с внутренней и внешней антикоррозионной обработкой. Резьба выполнена очень качественно, что позволяет без проблем монтировать/демонтировать фильтр на его посадочное место. Снабжается фильтрующим элементом большой площади. Отличается высокой эффективностью фильтрации и длительным сроком эксплуатации. Очень распространены данные фильтры в отечественных автомагазинах.
Недостатков у фильтров «Махле» всего два. Первый — большое количество подделок на рынке. Поэтому покупать их нужно либо в проверенных магазинах, либо у официального представителя через интернет. Второй недостаток — высокая цена. Однако, учитывая высокую эффективность, качество изготовления и длительность эксплуатации, этим недостатком можно пренебречь.
Одним из самых популярных фильтров данной торговой марки является Mahle OC205, устанавливаемый, например, в популярный автомобиль «Киа Рио».
BOSCH
Под всемирно известной торговой маркой BOSCH выпускается много автомобильного оборудования, в том числе и масляные фильтры. Примечательно, что производственные мощности компании находятся по всему миру, в том числе в России. Обратите внимание, что изготовленные в Европе фильтры имеют лучшее качество, чем собранные в РФ. Соответственно, желательно покупать импортные фильтры.
Что касается качества оригинальных фильтров Бош, то выше всяких похвал. Корпус выполнен ровно, качественно, с антикоррозионной обработкой. Площадь фильтрующего элемента большая. Перепускной клапан утоплен в фильтрующий элемент. Из мелких недостатков можно отметить лишь то, что у многих фильтров жестко работает перепускной клапан. Однако для исправного двигателя и чистого масла это не станет проблемой.
Как и другие всемирно известные производители, BOSCH имеет два недостатка — большое количество подделок на рынке и высокую цену.
Fram
Под французской торговой маркой Fram выпускается достаточно качественные масляные фильтры. Они отличаются большой площадью фильтрующего элемента, а также общим высоким качеством изготовления. Это касается как корпуса, так и укладки фильтрующего элемента. Отличительной особенностью масляных фильтров Фрам является его тонкое уплотнительное кольцо. С одной стороны, оно меньше прикипает к поверхности фильтра, а с другой — его нужно затягивать с рекомендованным моментом с тем, чтобы в процессе не повредить его.
Масляные фильтры Fram являются достаточно качественными и рекомендованы к покупке всем автолюбителям. К сожалению, изделия этой торговой марки нередко подделывают, поэтому покупать нужно в проверенных магазинах, а сам товар внимательно проверять на предмет подлинности.
UFI Filters
Компания UFI выпускает различные фильтрующие системы, в том числе масляные фильтры под торговой маркой UFI Filters. По масштабам производства она занимает четвертое место в Европе. Подтверждением качества является то, что компания поставляет фильтрующие системы и элементы для спортивной команды Ferrari, а также поставляет на конвейер VAG.
Оригинальные фильтры отличаются высоким качеством изготовления, и вполне рекомендованы к покупке. Однако в настоящее время на рынке много поддельной продукции, в том числе этой торговой марки. Поэтому выбор фильтра нужно выполнять очень внимательно и осторожно.
Delphi
Американская компания Delphi выпускает и поставляет свои масляные автомобильные фильтры в более чем 30 стран по всему миру. Оригинальная продукция очень качественная, а ассортимент достаточно широк. Однако лучше покупать фильтры этой торговой марки именно для американских машин. Это обусловлено тем, что для европейских и азиатских автомобилей компания использует усредненные характеристики фильтров, что не всегда удобно.
Существенным недостатком является большое количество подделок, поскольку оригинальная продукция действительно качественная. Поэтому покупать лучше фильтры у официальных представителей компании, имеющих соответствующие подтверждающие документы.
UNION
Японская компания UNION специализируется на выпуске в том числе масляных фильтров для азиатских машин (из Южной Кореи, Японии, Китая). Отличительной особенностью компании является то, что ее руководство выделяет немалые деньги на проведение технологических исследований, благодаря чему на рынке постоянно появляются новинки. Их качество всегда лучшее! Соответственно, оригинальная продукция рекомендована владельцам азиатских машин, особенно бизнес и премиум класса.
Недостатки у фильтров стандартные — высокая цена и большое количество подделок. И если цена нивелируется длительным сроком эксплуатации, то с подделками дело обстоит хуже, ведь степень защиты у них не такая высокая как у Манн или Бош. Поэтому фильтры лучше покупать у официального представителя компании.
SCT
На упаковке фильтра SCT указывается, что он произведен в Германии, однако на самом деле в этой стране зарегистрирована упомянутая торговая марка. Компания имеет производственные мощности и торговые связи с Бельгией, США, Данией, Великобританией, Италией, ЮАР, Голландией, Испанией, Израилем, Турцией, Чехией, Россией, странами Балтии и СНГ. Продукция компании также выпускается под следующими торговыми марками: SCT-Filter, Mannol, Champion, Wolf, Estocada.
Качество фильтров, в отличие от выше рассматриваемых, обычно очень низкое. В частности, фильтрующий элемент имеет разную высоту в по своей длине. Пружина, поджимающая крышку не витая, а плоская, что является отступлением от стандарта и снижает надежность работы фильтра. Число ребер в гармошке — 60 штук. Высота фильтрующего элемента — 31,9…32,8 мм. К недостаткам можно отнести излишнее количество клея, которым приклеен фильтрующий элемент. Излишки клея частично перекрывает шторки, что снижает эффективность работы фильтра и говорит в целом о низком качестве изделия. Другой недостаток — маленький срок эксплуатации фильтра, особенно при использовании низкокачественного масла.
Однако масляные фильтры SCT обладают невысокой ценой при посредственном качестве, а также широким ассортиментом для отечественных и зарубежных автомобилей. Именно по двум последним причинам фильтры торговой марки SCT и приобрели большую популярность среди отечественных автолюбителей. Тем более если авто эксплуатируется в тяжелых условиях и приходится чаще менять масло.
Lynx
Торговая марка Lynx принадлежит компании Akita Kaihatsu Co. Ltd, а производятся фильтры компанией NKN Ltd. Обе они расположены в Осаке, что в Японии. Однако проблема данной марки состоит в том, что на рынке представлено огромное количество их подделок, из-за чего найти оригинальную продукцию чрезвычайно сложно. Если же вам попадется действительно неподдельный фильтр, то он гарантированно прослужит весь указанный срок с высокими показателями.
Что касается подделок, реализуемых на рынке, то они среднего или ниже среднего качества. В частности, нередко встречается неравномерная укладка бумажного фильтрующего элемента, а тарелка перепускного клапана выполнена из пластика вместо резины. Однако площадь и высота фильтрующего элемента достаточно большие. Поэтому работает он неплохо.
Purflux
Масляные фильтры французской торговой марки Purflux устанавливаются на многие автомобили Renault в качестве оригинальной запчасти. Отличительная особенность фильтров упомянутой торговой марки — бумажный фильтрующий элемент уложен двойной гармошкой, в частности, по диаметру и сверху вниз. Поэтому несмотря на то, что высота элемента невелика, а количество ребер в гармошке меньше, чем у аналогов, но все же площадь фильтрующего элемента будет здесь больше. Однако многие специалисты считают это лишь маркетинговым ходом торговой марки Purflux.
Особенности имеют и клапана. Так, перепускной клапан выполнен из металла, что является не совсем удачным решением, а обратный клапан состоит из нескольких мелких деталей. Резинка в корпусе служит лишь уплотнением, а прижимает ее к донышку металлическая тарелка, которая, в свою очередь, подпирается витой металлической пружиной.
Отзывы о масляных фильтрах Purflux в интернете встречаются самые разные. Их нередко покупают для французских и других европейских автомобилей. Эффективность и срок эксплуатации фильтров можно охарактеризовать как средние.
TSN
Масляные фильтры, выпускаемые под торговой маркой TSN, относятся к средней ценовой категории. Данные устройства обладают посредственной эффективностью по фильтрации. Из недостатков устройств стоит отметить, что на некоторых образцах затирается техническая маркировка, нанесенная на корпус фильтра и/или на упаковку. Автолюбители-энтузиасты, выполнявшие разрезание фильтров TSN с помощью болгарки отмечают, что внутреннее антикоррозионное покрытие на металлических частях корпуса практически отсутствует. Это приводит к тому, что внутри фильтра много ржавчины. Однако на крышках фильтрующих элементов упомянутое покрытие имеется. Еще два недостатка — неравномерность укладывания фильтрующей бумаги и ее небольшая высота (а значит, и общая площадь).
Места контактной сварки на корпусе масляного фильтра указывают на то, что фильтр был изготовлен по упрощенной технологии. Это удешевляет цену изделия, однако снижает его эффективность и срок эксплуатации.
Из преимуществ фильтра стоит отметить плотная посадка резинового уплотнительного кольца, следов контактной сварки на нем не имеется. Приклеена фильтрующая бумага достаточно надежно. Тарелка перепускного клапана выполнена из технической резины (не из пластика). Однако наличие ржавчины во внутреннем объеме фильтра — это значительный недостаток продукции торговой марки TSN. Поэтому покупать ее или нет — решать лишь автовладельцу.
«Белмаг»
Данные фильтры выпускает отечественная компания из Магнитогорска. Предприятие было создано в результате финансирования в него средств от концерна «Рено-Ниссан». В настоящее время предприятие производит большой ассортимент масляных фильтров для отечественных ВАЗов (начиная ВАЗ-2106 и заканчивая «Грантой» и «Калиной»), а также для иномарок «Рено» и «Ниссан».
Качество фильтров «Белмаг» достаточно высокое, а цена вполне приемлемой. Кроме этого, отмечается очень широкий ассортимент фильтров и их чрезвычайная распространенность на отечественном рынке. Соответственно, они рекомендованы к использованию владельцами отечественной «Лады», а также упомянутых «Рено» и «Ниссан» российской сборки.
«Биг Фильтр»/BIG FILTER
Отечественный производитель, занимающийся выпуском различных масляных фильтров. В частности, фильтры поставляются на предприятия концерна VAG в Российской Федерации, занимающиеся крупноузловой сборкой машин (например, завод в Калуге). Внешне фильтры отличаются цветовой маркировкой — зеленым корпусом.
Ходят фильтры достаточно долго, поэтому при условии использования качественного масла они будут надежно защищать двигатель от засорения и чрезмерного износа. Фильтры вполне рекомендованы к покупке отечественным автолюбителям, владельцам машин от VAG, а также другим.
«Автоагрегат»
Еще один отечественный производитель фильтров, один из крупнейших на территории СНГ. Выпускает масляные фильтры не только для легковых, но и грузовых автомобилей, а также для спецтехники. В частности, он является прямым поставщиком фильтров для таких отечественных автопроизводителей как ВАЗ, ГАЗ, Урал, КамАЗ и прочих. При этом стоимость фильтров обычно ниже, чем у их импортных аналогов. Продукция отличается очень хорошим соотношением цены и качества.
Судя по отзывам, можно сказать, что фильтры служат достаточно долго. Однако недостатком их является то, что их порой сложно найти в розничной продаже (хотя это зависит от конкретного региона). Поэтому имеет смысл заказывать продукцию через интернет-магазины.
FINWHALE
Фильтры FINWHALE производятся на территории Германии, и повсеместно поставляются на отечественный рынок автозапчастей. Качество фильтров достаточно хорошее, а ассортимент широкий. Что касается цены, то немного выше, чем у перечисленных выше отечественных производителей. В ассортименте можно найти фильтры для следующих автомобильных марок — ВАЗ, ГАЗ, Шевроле, Форд, Хендай, Киа, Шкода, Рено.
Представители компании заверяют что ресурс масляных фильтров Finwhale на уровне 20 000 км пробега. Что достигается за счет уникального фильтровального полотна. Однако согласно отзывов, много автолюбителей, использовавших данные фильтры, отмечают что вскоре после установки начинает часто моргать лампочка давления масла. Что касается подделок, то их достаточно мало. В среднем классе они на первом месте.
«Невский фильтр»
На корпусе фильтра, в канавке под наружным уплотнителем, есть следы контактной сварки, что уже говорит о низком качестве фильтра. Пружина, прижимающая фильтрующий элемент к донышку, имеет плоскую форму, а не витую, что считается более правильным техническим решением. В донышке корпуса имеется большое количество отверстий для течи масла.
Высота фильтрующего элемента у «Невского фильтра» больше, чем у дешевых аналогов. Однако это компенсируется тем негативным фактом, что значение этой высоты отличается в разных местах фильтра, и колеблется в пределах 1 миллиметра в одну и другую сторону. Это приводит к тому, что возникает деформация ребер гармошки в том месте, где высота фильтрующего элемента является минимальной. Количество складок фильтрующей бумаги невелико (около 60), что говорит о низкой эффективности фильтрации и малой продолжительности срока эксплуатации изделия.
Соответственно, выпускаемые под торговой маркой «Невский фильтр» масляные фильтра также относятся к низкобюджетным и малоэффективным средствам. Поэтому покупать их имеет смысл лишь в случае, если автовладелец по каким-либо причинам не имеет возможности платить больше.
Patron
Масляные фильтры торговой марки Patron производятся на территории Китая. Исполнение фильтра достаточно качественное. В частности, на боковой поверхности канавки под уплотнитель имеются выступы. Они предназначены для удержания уплотнительного кольца от проворачивания. Другое преимущество — наличие гальванического (антикоррозионного) покрытия на корпусе и крышках фильтрующего элемента. Бумага уложена равномерно.
Однако к недостаткам фильтра стоит отнести малую площадь фильтрующего элемента. В частности, высота бумаги составляет около 31,5 мм, а количество ребер в гармошке — 52 штуки, что меньше, чем у конкурентов. Это говорит о низкой эффективности фильтрации, а также низком сроке эксплуатации фильтра. Но в целом же, фильтр Patron производит неплохое впечатление, и его можно купить с целью экономии финансов.
Filtron
Масляные фильтры, выпускаемые под торговой маркой Filtron, выпускаются на территории Польши. Они отличаются по конструкции и техническим решениям от своих аналогов. В частности, конструкция предусматривает наличие лишь одной металлической крышки, к которой приклеивается фильтрующая бумага. Роль второй крышки возложена на резиновую тарелку обратного клапана, которая свободно надета на центральную трубку. В этой связи возникает опасность, что при критическом возрастании гидравлического сопротивления неочищенное масло может быть продавлено мимо фильтрующего элемента непосредственно в центральную трубу со всеми вытекающими последствиями.
Из преимуществ масляного фильтра Filtron стоит отметить, что у него достаточно большая высота фильтрующей бумаги, а именно 36,2 мм. Однако количество ребер — 49 штук, что достаточно мало.
Другая особенность фильтра — обратный клапан выполнен из металла, в то время, как у других, более дорогих и качественных фильтров, этот элемент выполняется из резины. Из-за этого также возникает опасность того, что неотфильтрованное масло может проникнуть мимо фильтрующего элемента непосредственно в систему. Дело в том, что резиновые клапана способны даже при незначительной вибрации и/или перекосе могут плотно прижиматься к кромкам отверстия центрального канала фильтра. Это обеспечивает герметичность. Хотя металлический клапан более долговечен и не теряет своих свойств во время эксплуатации.
Отзывы о масляных фильтрах Filtron весьма противоречивые. У одних автовладельцев они служат достаточно долго, у других же — забиваются через 2…3 тысячи километров пробега. Однако учитывая его невысокую цену, фильтр вполне рекомендован к покупке.
Какой масляный фильтр ставить на авто
В данном подразделе приведена информация со ссылкой на источник о том, какие лучше ставить масляные фильтры на различные популярные автомобили:
Заключение
Функция масляного фильтра заключается в очищении моторного масла, а значит, и защите двигателя от чрезмерного износа. Выбор того или иного масляного фильтра должен основываться на его типе, соотношение цены и качества, конструкторских особенностях, площади фильтрующего элемента, качества уплотнительного кольца и прочем. Не стоит покупать очень дешевые изделия, так как велика вероятность того, что это откровенно некачественный фильтр и он прослужит очень недолго. Лучше всего покупать оригинальные запчасти, информация о которых прямо указывается в технической документации автомобиля.
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
etlib.ru
принципы работы и неочевидные факты / Tion corporate blog / Habr
Приветствуем вас в блоге компании Тион Умный микроклимат. Тема статьи — HEPA-фильтры.Это высокоэффективные фильтры, главная цель которых – удалять из воздуха мелкодисперсные частицы, в том числе PM2.5 и PM10 (с диаметром менее 2,5 и 10 мкм соответственно). HEPA – это не бренд и не марка, а класс фильтров, который определяется международным и национальным стандартами ЕН 1822-1:2009 и ГОСТ Р ЕН 1822-1-2010.
Давайте посмотрим на HEPA-фильтр «с расстояния вытянутой руки», расскажем про принцип его работы и основные эффекты, благодаря которым происходит осаждение частиц на фильтре.
Основа любого HEPA-фильтра – хаотично расположенные волокна разной толщины, примерно 0,5-5 мкм. Расстояние между волокнами – порядка 5-50 мкм. Диаметр мелкодисперсных частиц – в пределах нескольких микрон или даже нескольких долей микрона. Возникает вопрос: как фильтр с такими большими порами задерживает такие мелкие частицы?
Обычно мы представляем фильтр в виде рыболовной сети или сачка: если фильтруемый объект больше ячейки, он застревает. Этот механизм называется эффектом сита (straining). Он работает для частиц, диаметр которых превышает размер пор в фильтре. На упрощенной модели эффект сита выглядит так:
Волокна фильтра представляются в виде цилиндров, расположенных поперек воздушного потока. Сам поток считается безвихревым. Модель частицы – шар с радиусом R. Если 2R больше расстояния между волокнами, частица застревает в фильтре. Чем крупнее частица, тем вероятнее она застревает в волокнах. Поэтому для крупных частиц эффект сита работает лучше:
На графике нет привязки к конкретным размерам, так как фильтры с разной толщиной волокон и разной плотностью упаковки будут задерживать разные фракции частиц. Форма кривой будет примерно той же, но она может «плавать» по горизонтальной шкале. Например, для фильтра грубой очистки класса G кривая будет располагаться правее, чем для фильтра тонкой очистки класса F. В фильтрах HEPA эффект сита тоже наблюдается. И если бы HEPA работал только по этому механизму, то кривая его эффективности выглядела бы примерно так же. Однако на деле она выглядит совсем по-другому:
По графику видно, что HEPA-фильтр задерживает частицы любого размера. И если эффективная фильтрация крупных частиц (около 5 мкм и больше) происходит по механизму сита, то фильтрация мелкодисперсных фракций (порядка 1-0,01 мкм) имеет другую природу.
Как HEPA-фильтр «ловит» мелкодисперсную пыль?
Основное отличие HEPA от фильтров грубой и тонкой очистки в том, что для фильтрации частице не обязательно застревать в волокнах. Если пылинка просто коснулась фильтровального материала, этого уже достаточно для и эффективного осаждения. Это связано с двумя процессами: адгезией и аутогезией.
Адгезия – это взаимодействие пыли с осаждающей поверхностью, в нашем случае с волокнами HEPA. Благодаря адгезии на чистых волокнах появляется первый слой пыли.
Аутогезия, или слипаемость – это взаимодействие пылевых частиц между собой. Благодаря аутогенному взаимодействию частицы продолжают наслаиваться друг на друга, образуя на волокнах многослойные конгломераты. Выглядят они так:
Природа адгезии и аутогезии – в молекулярном взаимодействии частиц друг с другом и с волокнами (силы Ван-дер-Ваальса). Эти силы появляются на расстоянии от одного до нескольких сот диаметров частиц. Для мельчайших частиц притяжение к волокну и пылевому слою настолько большое, что частицы оседают в HEPA-фильтре фактически навсегда. Цифры это подтверждают: для частиц меньше 10 мкм прочность пылевого слоя на разрыв – больше 600 Па.
Итак, из-за сил притяжения частица практически намертво прилипает к волокну HEPA-фильтра, стоит только коснуться его поверхности. Это объясняет удерживание частиц на фильтре, но по-прежнему нет ответа на вопрос:
Как мельчайшие частицы касаются волокна HEPA-фильтра?
Как мы выяснили, эффект сита тут ни при чем – мельчайшие частицы свободно пролетают через поры. В фильтрах НЕРА действуют другие механизмы.
Любая частица удерживается в воздушном потоке, и, если в фильтре не возникают силы, отклоняющие частицу от линии тока воздуха в сторону волокна, то осаждения не будет. В результате частица проскочит через фильтр вместе с потоком. Поэтому вопрос «Как частицы касаются волокна?» можно перефразировать: «Как частицы выходят из воздушного потока?» И ответ на него будет разным, в зависимости от размера и массы частицы.
Самые мелкие частицы (с диаметром меньше 0,1 мкм) обладают небольшой массой и постоянно находятся в хаотичном броуновском движении. Их траектория постоянно колеблется относительно линии тока воздуха. В ходе колебаний частица выходит из потока, касается волокна и осаждается. Это эффект диффузии:
Более крупные частицы (с диаметром больше 0,3 мкм) весят больше, поэтому их колебания относительно линии тока меньше либо отсутствуют вообще. Такие частицы осаждаются по другому механизму. На модели видно, что линии воздушного потока искривляются вблизи волокна, огибая препятствие. Крупные и тяжелые частицы за счет инерции выходят из воздушного потока, сталкиваются с волокном и осаждаются. Это эффект инерции:
Диффузионный и инерционный эффекты дополняют друг друга: один отвечает за фильтрацию самых мелких частиц, другой – более крупных:
Сложнее всего посадить на волокно частицы с «промежуточным» размером. Их инерция еще недостаточно большая, а диффузия уже работает слабо, так как колебания их траектории относительно линии тока уже не такие сильные. Поэтому такие частицы с большей вероятностью остаются в потоке и огибают волокна вместе с воздухом. Их называют частицами с максимальной проникающей способностью, Most Penetrating Particle Size (MPPS). И для их осаждения наибольшее значение имеет последний механизм – эффект зацепления:
Эффект зацепления работает, когда частица приблизилась к поверхности волокна на расстояние своего радиуса. Такого касания достаточно для ее осаждения. Этот механизм работает не только для MPPS. Он универсальный и действует для частиц любого размера. Пылинки могут оставаться в воздушном потоке, совершать диффузионные колебания относительно линии тока или вылетать из потока благодаря инерции – в любом случае, если частица коснулась волокна, она осаждается.
Эффективность этого механизма зависит от размера частицы. Чем больше частица, тем вероятнее она коснется волокна. В этом эффект зацепления похож на эффект сита, потому и график почти одинаковый (естественно, с привязкой в другому диапазону частиц):
В действительности в HEPA-фильтре на частицу одновременно действуют все механизмы, поэтому общая эффективность HEPA-фильтра равняется сумме вкладов каждого эффекта:
ηобщая = ηсита + ηзацепления + ηинерции + ηдиффузии
Если постоянно нагружать HEPA аэрозолем с крупными частицами, то срок работы фильтра значительно сокращается. Это происходит из-за эффекта сита: крупные частицы быстро забивают фильтр и снижают его проницаемость. Чтобы избежать эффекта сита, перед HEPA-фильтром устанавливают один или несколько префильтров более низкого класса: G и/или F. Они защищают HEPA от преждевременного засорения. Если префильтры стоят, то HEPA работает строго «по специальности» — фильтрация мелкодисперсных частиц. Таким образом, остаются три эффекта:
ηобщая = ηзацепления + ηинерции + ηдиффузии
Если сложить все три графика эффективности для каждого механизма, то получим ту самую кривую общей эффективности HEPA-фильтра, которую мы показывали в начале статьи:
Как видим в диапазоне MPPS (примерно от 0,1 до 0,3 мкм) общая эффективность HEPA-фильтра «падает в яму». И именно по MPPS измеряют общую эффективность. HEPA-фильтра класса h20 (по новой номенклатуре E10) работает с эффективностью более 85%, а фильтра класса h21 (E11) – более 95%. Это значит, что в HEPA-фильтре E11 осаждаются 95 из 100 частиц MPPS. При этом остальные частицы осаждаются с вероятностью почти 100%, но итоговую эффективность принято указывать по MPPS, 95%.
От чего зависит эффективность HEPA-фильтра?
Эффективность HEPA зависит не только от размеров фильтруемых частиц, но и от параметров самого фильтра:
- Диаметр волокон в HEPA-фильтре
- Плотность упаковки волокон
- Материал волокон
Чем тоньше волокна и чем плотнее они упакованы, тем больше площадь их соприкосновения с частицами. И чем лучше волокна «цепляют», тем эффективнее осаждение. Если материал, из которого сделан фильтр, обладает высокой удельной проводимостью, то волокна могут заряжаться в воздушном потоке. В этом случае между волокнами и частицами возникают силы электростатического притяжения (силы Кулона). Они дополнительно увеличивают эффективность HEPA-фильтра. Подробнее этот эффект мы здесь рассматривать не будем, про электростатическое осаждение расскажем в другой статье.
При осаждении частиц уменьшается расстояние между волокнами:
В результате площадь волокон увеличивается, и с этим связан парадоксальный факт: со временем эффективность HEPA не уменьшается, а растет. С другой стороны, при загрязнении уменьшается проницаемость фильтра, увеличивается его сопротивление, растет перепад давления на фильтре и, как следствие, уменьшается производительность прибора, в котором тот установлен. Если фильтр забился полностью и производительность прибора упала почти до нуля, единственный выход – заменить фильтр. Частота замены зависит от емкости фильтра. Этот показатель определяет, как много пыли сможет осадить HEPA, прежде чем перепад давления на нем станет критическим.
Теперь, когда мы имеем представление о HEPA-фильтре, соберем по пунктам принцип его работы:
- В фильтр попадает воздушный поток с пылинками разного размера, от 10 мкм и меньше
- Крупные частицы выходят из воздушного потока благодаря эффекту инерции, мелкие частицы – благодаря эффекту диффузии
- На фильтре оседают все частицы, которые вышли из потока и коснулись волокна
- На волокне частицы прочно удерживаются благодаря силам притяжения (Ван-дер-Ваальса)
Также соберем в одном месте все неочевидные факты о HEPA-фильтре:
- HEPA-фильтр может задерживать частицы всех размеров
- Пыль задерживается в HEPA-фильтре практически навсегда. Пылесосить HEPA бесполезно – только менять.
- Со временем эффективность HEPA-фильтра только растет.
На этом пока все: мы рассказали про принципы осаждения и удержания мелкодисперсной пыли в HEPA-фильтрах. Если у вас есть вопросы, будем рады ответить на них в комментариях.
Читайте также:
Охота на душный воздух: сколько СО2 в Москве?
Микроклимат против гриппа: как убить вирус с помощью вентиляции и увлажнителя
Фото НЕРА фильтров взяты отсюда и отсюда.
habr.com