Ампир в россии: Ампир в архитектуре Петербурга | Санкт-Петербург Центр
Стиль ампир в архитектуре России 19 века
Ампир – стиль архитектуры и декоративно-прикладного искусства, который является завершающим этапом позднего классицизма.
Родиной этого направления стала Франция, однако оно быстро распространилось в других государствах, в том числе и на территории России. Ампир в архитектуре России нашел свое отражение в лучших достопримечательностях того времени.
Здания в стиле ампир в архитектуре России
Ампир в России в 19 веке наиболее ярко проявил себя в архитектуре, дизайне интерьеров и декоративно-прикладном искусстве столицы Российской империи. Ампир по праву называется «королевским» или «имперским» стилем, так как он был призван передать всю могущественность и величественность государства.
Историки отмечают достаточно интересный факт: в России быстро и легко прижился стиль наполеоновской эпохи в стране, победившей Наполеона Бонапарта. Однако это обстоятельство можно легко объяснить, ведь известно, что в Российской империи была мода на все французское, при этом ампирная архитектура действительно выглядела роскошно и шикарно.
Стиль ампир в русской архитектуре стал известный благодаря императору Александру I. Правитель Российской империи очень часто приглашал в страну архитекторов-иностранцев. Архитектуру того времени нередко называют «александровским классицизмом». Специалисты говорят о том, что русский ампир имел существенные отличия от европейского.
Они проявлялись, прежде всего, в том, что это направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве России известно применением классических ордерных систем. Главной характерной особенностью направления было сочетание геометрически правильных форм, а также гармоничное слияние торжественной приподнятости образов и сдержанной красоты лепнины, как основного элемента декора.
Главная цель применения ампира в архитектуре России 19 века – отражение патриотизма страны, воинской славы и национального подъема. Исходя из этого, практически все сооружения в Российской империи того времени отличалась торжественностью, помпезностью и строгостью геометрических форм одновременно. Для русского ампира так же, как и для наполеоновского, характерным является использование изображений римских щитов, факелов, стрел, лавровых венков, львиных лап, орлов.
Стиль условно делиться на две большие группы – петербургский (столичный) и московский (провинциальный). Здания в стиле ампир в России носили черты одного из этих двух разновидностей популярного направления в искусстве. Однако в процессе возведения сооружений государственного значения применялись исключительно элементы столичного ампира.
Архитекторы – представители стиля русский ампир
В развитии ампирного искусства в России большую роль сыграли несколько талантливых архитекторов одновременно. Андрей Никифорович Воронихин – один из выдающихся архитекторов, основоположников русского ампира в Российской империи. Он разрабатывал не только проекты зданий, но и продумывал до мелочей декор интерьера, мебели и даже подбирал осветительные устройства, добиваясь цельности образа.
Главными работами мастера в период активного развития русского ампира стали Казанский собор и Горный институт.
Особый интерес для истории архитектуры представляет собой Казанский собор, здание которого возводилось по проекту собора Святого Петра в Риме с куполом Микеланджело и колоннадой Бернини.
Известны и другие архитекторы русского ампира, которые подарили государству уникальные памятники декоративно-прикладного искусства. Карло Антонио де Росси – знаменитый российский архитектор, имеющий итальянское происхождение. Мастер смог в своих работах максимально точно передать триумфальный, державный настрой империи.
Первым проектом Карло де Росси стала парадная набережная от Зимнего дворца до Сенатской площади.
Также под руководством этого архитектора были возведены такие архитектурные памятники в стиле ампир, как дворец императрицы Марии Федоровны на Елагином острове, ансамбль Дворцовой площади, Синода.
Стиль ампир в архитектуре России ярко проявился в таком сооружении, как Александровская колонна. Над ее созданием работал архитектор О. Монферран по замыслу К. Росси.
Еще одним не менее знаменитым архитектором, представителем русского ампира, является Василий Петрович Стасов. Он стал автором гвардейских соборов – Спасо-Преображенского и Свято-Троицкого.
Кроме того, Стасову принадлежит работа над созданием двух Триумфальных ворот в Петербурге.
К числу архитектурных памятников ампирной эпохи в России принадлежит Исаакиевский кафедральный собор. Для его возведения императором Александром I был приглашен архитектор из Франции Огюст Монферран. Впоследствии он стал одним из основоположников русского ампира на территории России.
В XIX веке в Российской империи были известны и другие талантливые архитекторы. Это такие мастера, как Доменико Жилярди, Андрей Захаров, Осип Бове, а также скульпторы Феодосий Щедрин и Иван Мартос.
Архитектура столиц: русский ампир
Напоминаем, что у нас есть платные рассылки от редакции — «Влюблённым в Питер» для тех, кто любит архитектуру и историю Северной столицы, и «Живи интересно», в которой мы разбираемся в культурных феноменах. Вы можете еженедельно получать два новых материала, подписавшись на нашу платную рассылку на Patreon или Boosty. Каждую неделю вы будете получать от нас два новых материала.
Русский ампир в мире
Стиль ампир как финальный этап классицизма возник в первой трети XIX века. Во Франции эпохи Наполеона произошло перерождение классицизма в официальный имперский стиль, который так и назвали: empire — «империя». Отличительная особенность ампира в архитектуре — обязательное наличие колонн, пилястр и лепных карнизов в сочетании с античными образцами скульптуры: например, грифонами, сфинксами, львиными лапами. Наверняка после этого вы вспомнили как минимум пару зданий, которые по всем признакам подходят под этот пышный стиль. И, скорее всего, вы не ошиблись в своих догадках.
В России
Триумфальная арка Главного штаба, Санкт-Петербург
В России ампир сформировался в 1812 году и просуществовал до 1830-х—1840-х гг. При этом в рамках стиля произошло почти моментальное деление на московскую и петербургскую ветки: как по территориальному признаку, так и по внешнему виду зданий. Московский ампир был намного сильнее связан с национальными традициями: его фасады выглядят куда более строгими, холодными и помпезными по сравнению с ампиром Петербурга. Архитектурному ампиру предшествовал александровский (поздний) классицизм (1800—1812 годы), который в немалой степени наложил отпечаток на облик городов и причудливо смешался с пришедшим на смену ампиром.
Наиболее известным представителем петербургского направления ампира стал архитектор Карл Росси. Среди других представителей — архитекторы Осип Бове и Доменико Жилярди (именно они преобразили облик Москвы после пожара 1812 года), Андреян Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов и другие. В новых формах ампир вернулся к нам в советское время: с середины 1930-х до середины 1950-х годов большую популярность получил так называемый «сталинский ампир».
В Петербурге
Александровский, или поздний классицизм (предшественник русского ампира)
В этом стиле построены здание Горного института Императрицы Екатерины и знаменитый Казанский собор.
От первоначального прототипа Казанского собора осталась лишь общая компоновка с центральным куполом без колокольни и вытянутой базиликой. Симметричная южная колоннада, которая должна была уравновешивать северную (ту, которая полукругом развёрнута к Невскому проспекту), так и не была построена.
К позднему классицизму-предшественнику ампира также относится здание Большого театра, а также комплекс стрелки Васильевского острова с Ростральными колоннами и здание Адмиралтейства. Общие черты угадываются сразу: пышность украшений, монументальность строений и общий помпезный вид. Фасады разнообразны, но выдержаны в едином духе: чётко выстроенная композиция не позволяет деталям нарушить общий баланс.
Русский ампир
Михайловский дворец
Продолжая александровский классицизм, ампир ещё больше усилил стремление к большим масштабам и парадности архитектуры. Любое из зданий того периода имеет строго симметричную композицию и милитаристскую символику: доспехи, лавровые венки, орлы. Триумфальные арки и памятные колонны становятся популярными декоративными сооружениями.
Главных представителей этого стиля вы сразу узнаете: это ансамбли Дворцовой площади со зданием Главного штаба, Михайловской площади с Михайловским дворцом, Александринской площади с Александринским театром. Монументальные формы и свободная игра с пространством сделали эти памятники архитектуры поистине выдающимися — во всех смыслах. Всё это создал Карл Росси (теперь уже не возникает сомнений, почему именно он стал самой знаковой фигурой этого стиля, правда?).
Троице-Измайловский собор
К 20-м и 30-м годам XIX века стиль перешёл в свою финальную фазу: постройки, созданные в эти десятилетия, принято относить к позднему петербургскому ампиру. Здания в этом стиле вы можете увидеть, прогуливаясь мимо Павловских казарм на Марсовом поле, Спасо-Преображенского и Троице-Измайловского собора, Нарвских и Московских триумфальных ворот. Всё это — дело рук архитектора В. П. Стасова, который, к слову, стал предтечей неорусского стиля XIX века.
Вишенкой на торте русского ампира стал кафедральный Исаакиевский собор, возведённый по проекту О. Монферрана. В облике преобладают простые формы: куб, квадрат, треугольник, цилиндр. Это добавило храму дополнительной монументальности и до сих пор заставляет прохожих с восхищением смотреть наверх, пытаясь где-то далеко-далеко в небе разглядеть бронзовых ангелов под куполом собора.
Исаакиевский собор
На самом деле, здание весом в 300 тысяч тонн стоит на слабых грунтах, давление на которые близко к критическому. При этом под восточной частью собора остались старые сваи, а под западной частью были забиты просмоленные сваи на несколько метров короче восточных. Из-за этого разница в оседании углов собора колеблется в районе полуметра: юго-западный угол оседает сильнее.
В Москве
Большой Театр
Фото: weatlas.comЗдание Манежа
Фото: caoinform.moscowТриумфальная арка, детали
Фото: culture.ruТриумфальная арка, детали
Фото: culture.ruТриумфальная арка, детали
Фото: culture.ruВ Москве период ампира ещё называют «архитектурой послепожарной Москвы», ведь дело происходило после победы 1812 года. Исторические события во многом повлияли на дальнейшее развитие градостроительства: военные мотивы, пафос победы — всё это отразилось в фасадах той эпохи. Именно ампирные постройки стали одной из визитных карточек «старой Москвы».
Самые «звёздные» представители столичного ампира — старое здание МГУ, Театральная площадь и здание Большого театра, Малый театр, Манеж, Триумфальная арка. Что касается университета, то здание сильно пострадало от пожара: в числе всего прочего сгорела библиотека, в которой находилось 20 тысяч томов. Именно Доменико Жилярди руководил восстановлением фасадов: постройка стала выглядеть ещё более внушительно и монументально.
Также в группу русского столичного ампира вошли усадьба Гагарина, дом-музей А. С. Пушкина (также известен как дом Хрущёвых-Селезнёвых), усадьба Усачевых-Найдёновых, особняк Волковых-Сорокоумовских, усадьба Лазаревых (посольство Армении), Церковь Богоматери Всех Скорбящих Радости, Первая Градская больница.
Усадьба Гагарина
Фото: wikipedia.orgПервая Градская больница
Церковь Богоматери Всех Скорбящих Радости
Фото: culture.ruФрагмент фасада Первой Градской больницы
Фото: culture.ruПрогуливаясь мимо старого здания МГУ или усадьбы Гагарина на Поварской улице, обратите внимание на львиные маски над окнами. Это — один из ведущих мотивов ампира, который добавил на фасады Доменико Жилярди.
Но, пожалуй, самыми анти-помпезными (и потому особенно любопытными) образцами столичного ампира стали два дома, словно перенесённые в шумный мегаполис из старой сказки: дом П. А. Фёдорова (Малый Власьевский переулок, д. 5) и дом Г. А. Палибина (ул. Бурденко, д. 23). Оба здания — представители столичного деревянного ампира: узоры и рельефы живо напоминают каменные украшения великолепных дворцов, но удивительным образом соседствуют с крашеными досками и небольшими формами.
Дом Г. А. Палибина
Фото: culture.ruДом Г. А. Палибина
Фото: culture.ruДом Г. А. Палибина
Фото: culture.ruДом П. А. Фёдорова
Фото: culture.ruДом П. А. Фёдорова
Фото: culture.ruЕсли вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Стиль ампир: региональные разновидности
Стиль ампир (см. ампир в нашем словаре и библиотеке), сложившийся в архитектуре, живописи, скульптуре и т. д. во многих странах Западной Европы, а также в России, стал завершающей стадией эволюции классицизма. С приходом стиля ампир искусство становится более масштабным, монументальным. Вместо изысканной тонкости стиля Людовика ХVI приходят излишняя помпезность и даже пафос. Избыточность декоративных элементов ампирных зданий возможно сравнить с перенасыщенностью, свойственной барокко.
Формальный язык классицизма с одинаковым успехом служил королевствам, буржуазии и империям. На первом этапе классицизм был «королевским стилем», затем его более строгие и лаконичные формы служили идеям буржуазной революции. На завершающем этапе те же классицистические формы, но уже значительно переработанные в сторону большей парадности, внешней эффектности и величия, используются исключительно для прославления императора и его империи.
Само слово «ампир» произошло от французского слово empire – империя. Эта поздняя (или, по архитектурной терминологии, высокая) форма классицизма. Для истории архитектуры, как и других социальных явлений, свойственно доведение популярной идеи до верхней точки, после которой общество к этой идее охладевает. Так случилось с барокко, выродившееся в рококо, и та же тенденция видна в динамике развития классицизма, трансформировавшегося в ампир.
Основным двигателем создания этой версии классицизма стал Наполеон Бонапарт. Необходимость прославления собственной политической и военной мощи привела к появлению массы излишеств на привычном классическом каркасе зданий. Обилие колонн, пилястр, рустовок, тяжёлых карнизов для членения фасада; большое количество барельефов на эпические военные темы; фронтоны с надписями на латыни (призванные поставить Наполеона в один ряд с римскими императорами), квадриги на декоративных триумфальных арках; воспроизведение греческой и римской фасадной скульптуры (грифоны, атланты, львы…) – это лишь некоторое описание фасада в стиле ампир. Интерьер характеризовали симметричные узоры, золочение и роспись в трёх цветах французского флага (синий, белый, красный). Как для интерьера, так и для фасада свойственна театральность. В России ампир существенно отличался от европейского. Для Русского ампира характерно сочетание торжественной, праздничной приподнятости образов, геометрической правильности форм, сдержанного великолепия лепного декора.
Русский ампир, отразивший национальный подъем времени Отечественной войны 1812 года, был проникнут идеями патриотизма и воинской славы.
Композиции зданий строго симметричны, торжественны. Большое значение приобретает синтез архитектуры и монументальной скульптуры. Наряду с лаконичностью форм отмечается проявление милитаристской символики Древнего мира: изображения доспехов, лавровых венков, орлов.
Одним из основных образцов русского ампира является кафедральный Исаакиевский собор,заказанный Александром I начинающему французскому архитектору Огюсту Монферану и построенный в 1819-1858 гг.по его проекту. Необходимо отметить, что в России ампир имеет два варианта – так называемые перербургский и московский ампир. Московские архитекторы меньше, чем петербургские столичные, отступали от классических традиций. Для петербургского варианта была характерна большая помпезность, имперская выразительность и сюжеты на военную тематику. Наиболее известным представителем петербургского направления ампира стал архитектор Карл Росси, среди других представителей этого стиля принято называть архитекторов Андреяна Захарова, Андрея Воронихина, Осипа Бове, Доменико Жилярди, Василия Стасова, скульпторов Ивана Мартоса, Феодосия Щедрина. В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840 гг.
К середине ХIХ века необходимость прославления военной мощи стала менее актуальной. Ампир, ставший официальным казенным стилем, уступил место эклектическому подражанию стилям прошлого.
Однако, в Австрии и Германии ампир получил новое развитие именно в середине 19го века. Австрийский и немецкий ампир представляет собой все тот же предыдущий стиль классицизма, но с большим тяготением к античной стилистике.
Стиль Цопф (нем. Zopf Stil – «косичка») — историко-региональный стиль классицизма.
Иногда стиль Цопф рассматривают в качестве предтечи австро-германского Бидермейера. Бидермейер существенно повлия на застройку центра Вены: тогда как в середине 19 века во многих европейских странах уже господствовала эклектика, то Вена, активно перестраивающаяся, лишённая крепостных стен и снабжённая двумя кругами бульваров, выстроена в едином порыве романтического ампира (Бидермейера).Удивительно то, что несмотря на «старомодность» применяемого в застройке Вены ампира, австрийские архитекторы во многом руководствовались принципами удобства архитектуры для человека, что привело к разработке и применению многих архитектурных и декоративных решений, появившихся в остальной части Европы только со стилями модерн (ар нуво) и ар деко. Цели удобства служила и мебель, постепенно с развитием Бидермейера растерявшая все непрактичные декоративные элементы. Такая интересная трансформация ампира объясняется прежде всего тем, что если в изначальном варианте это был официальный, государственный стиль, то в Австрии задача государственной застройки сочеталась с целями бытового удобства буржуазии.
Таким образом, от Наполеоновского ампира через русский ответ Наполеону мы пришли к первым весточкам от стиля модерн: ведь социальная обстановка в обществе ставят задачи, которые решаются, в том числе, и архитектурой.
Последний отголосок стиля ампир – это, конечно же, сталинская архитектура 30х – 50х гг XX века. О ней мы уже писали в одной из недавних статей. Эта удивительная поздняя форма ампира характеризуется воспроизведением имперской мощи зданий при использовании принципиально иных изобразительных сюжетов: на замену древнегреческий и римской сиволике пришли композиции социлистического реализма.
Сегодня все декоративные тонкости и отличия стиля ампир, будь то растительные элементы стиля Цопф, торжественные венки русского ампира, или яркие цвета наполеоновского флага, можно воспроизвести для решения архитектурных задач Вашего фасада, благодаря лепному декору из полиуретана.
При написании этой статьи и формировании подборки фотографий использовались материалы сайтов wikipedia.ru, mini-spb.ru/guide, slovari.yandex.ru, allday.ru, а также авторские фотографии.
Дата публикации: 15.08.2012
© Регент Декор
Ампир во Франции и в России: сходства и различия — Статьи — Атмосфера стиля
Стиль жизни двух крупнейших империй XIX века
На родине, во Франции, этот стиль просуществовал всего каких-то три десятилетия. Вскормленное амбициозностью Наполеона Бонапарта и подкрепленное имперскими идеями, это яркое и пышное дитя классицизма захватило сначала Францию, а потом и всю Европу. Основные черты ампира: основательность, массивность, декор, отсылающий к военным победам и захватническим настроениям — полюбились властителям Европы.
Французский ампир
Триумфальная арка в Париже
Стиль в искусстве, сложившийся вокруг одной исторической личности, это, скорее, исключение из правил, но с ампиром вышло именно так: его основателем можно назвать Наполеона Бонапарта. Движимый имперскими амбициями, считающий себя преемником героев античности, Наполеон поддерживал выражение идей превосходства в архитектуре, изобразительном искусстве, скульптуре.
Вандомская колонна в Париже
Одним из основоположников ампира был талантливый живописец Жак-Луи Давид. Его восхищали совершенные человеческие тела и героические сюжеты, но вместе с тем он уделял внимание предметам мебели и декоративно-прикладного искусства. Именно благодаря Давиду ампир стал стройной системой.
Здание таможенной заставы в Париже
Французских мастеров ампира привлекали не только мотивы имперского Рима, но и египетские сюжеты. После Египетского похода Бонапарта мастера стали уделять внимание иероглифам, обелискам и сфинксам.
Русский ампир
Арка Главного штаба в Петербурге
Несмотря на противостояние с Францией, которое закончилось Отечественной войной 1812 года, Российская империя также нуждалась в новом архитектурном стиле и культурном направлении, которые могли бы подкрепить триумф победителя.
Михайловский дворец в Петербурге
Суровая, иногда излишне тяжелая геометрия, строгая симметрия, портики и колонны, большие окна — все это сделало российский ампир, прежде всего в Петербурге, достойным конкурентом французскому. Большие пространства, простор и относительная «молодость» Петербурга сделали русский ампир более монументальным. Постройка нескольких зданий одновременно позволила сделать упор на пресловутую «ансамблевость», благодаря которой архитектура смотрится более целостной и завершенной.
Нарвские Триумфальные ворота
Кроме того, русский ампир в большей степени «обыгрывал» античные мотивы, нежели копировал их, поэтому здания смотрелись более легкими, современными и оригинальными. Именно архитектура ампира породила моду на сооружения, несущие исключительно декоративную цель: триумфальные арки, колонны, монументы.
«Ампир» — происхождение и значение слова
Ампир — это архитектурный стиль, для которого характерно подражание античным постройкам. Термин «ампир» происходит от французского слова empire, что переводится как «империя». Поэтому стиль иногда называют «имперским».Ампир появился во Франции в первой трети XIX века, в период правления императора Наполеона Бонапарта. Еще больше, чем ранний классицизм, этот стиль вдохновлялся архитектурой Древней Греции и Рима. Поэтому для него было характерно обилие колонн, лепнины, карнизов и пилястр — вертикальных выступов. А еще на зданиях часто встречалась военная эмблематика — изображения доспехов, оружия, лавровых венков. Так Наполеон Бонапарт, поклонник этого стиля, стремился увековечить в архитектуре успехи своей армии.
Символом ампира был орел. Изображения именно этих птиц архитекторы помещали на свои здания чаще всего.
Одним из самых известных образцов ампира стала Триумфальная арка в Париже. Ее архитектор Жан Франсуа Шальгрен вдохновлялся аркой Тита, которую возвели в Риме в I веке нашей эры в честь взятия Иерусалима.
В начале XIX века ампир стал популярен не только во Франции, но и в других европейских странах. Стиль проявлялся также в оформлении интерьеров, посуды, мебели. Эти предметы отличала строгая симметрия, обилие позолоты, декоративных элементов. Как и здания, их часто украшали изображениями орла. Например, во Франции были популярны кресла с подлокотниками в виде крыльев, диваны с резными ножками.
Русский ампир иногда называют александровским классицизмом из-за того, что он был популярен в царствование Александра I. Основоположником этого стиля в нашей стране стал Огюст де Монферран. В Петербурге он построил Исаакиевский собор и Александровскую колонну. А по проекту итальянского архитектора Карла Росси там же возвели Михайловский дворец, здание Главного штаба, Александринский театр.
В Москве много зданий в стиле ампир появилось благодаря Осипу Бове, который реконструировал город после пожара 1812 года. Он построил, например, Большой театр и здание Манежа.
Как и французский ампир, александровский классицизм должен был отражать военные успехи России. Поэтому на отечественных зданиях в этом стиле тоже было много военной символики.
А уже в 1930-х в СССР возник сталинский ампир, ярким примером которого стали сталинские высотки. Советские архитекторы вдохновлялись архитектурой Древней Греции и Рима, изучали также александровский классицизм.
АМПИР • Большая российская энциклопедия
АМПИ́Р (от франц. empire – империя), стиль в архитектуре и декоративно-прикладных искусствах 1-й трети 19 в. во Франции и России, завершающая фаза классицизма. Предпосылкой А. во Франции в кон. 18 в. было стремление мастеров классицизма ко всё большей лапидарности и монументальности – в проектах К. Н. Леду, Э. Л. Булле и др. Их идеи аскетически-лаконичных и геометрически выразительных сооружений носили в осн. утопич. характер, но они обогатили последующие поиски архитекторов. Предшествовавшие А. Директории стиль (1795–99) и т. н. стиль Консульства уже ориентировались на иск-во греч. архаики, имп. Рима, а также Др. Египта, перенимая его монументальность, лаконизм, позднее – идею утверждения имперского величия посредством многочисл. атрибутов и символов. Активное использование больших нерасчленённых поверхностей стен, геометрич. правильность цельных объёмов зданий, массивность пилонов и колонн отчасти восходят к др.-егип. иск-ву. Широкое распространение в архитектуре А. получили портики дорич. и тосканского ордеров; декор зданий был нередко перегружен воен. атрибутикой (ликторские фасции, доспехи, венки, геральдич. орлы, также стилизованные сфинксы и т. п.). Вместе с тем в структуре формообразования А. просматривается усиление градообразующей роли фасадов зданий, обеспечивающих симметричность и гармоничность ансамбля в целом. В имп. период во Франции широко распространилось прямое заимствование архит. типов и форм древности (арки триумфальные, обелиски и др.), мотивов декора интерьеров (антикизированные егип. рельефы и орнамент, помпеянский стиль и т. п.), нарочито парадных и холодновато-торжественных, исполненных театрального пафоса. Ведущие мастера франц. А. – архитекторы Ш. Персье и П. Ф. Л. Фонтен, также Ж. Ф. Шальгрен.
Фрагмент канделябра. Нач. 19 в. Франция. Музей Мармоттан (Париж).
А. в России (др. названия – высокий классицизм, или александровский классицизм) возник под влиянием франц. иск-ва и стал выразителем идей гос. величия и независимости; наибольшее распространение получил в градостроит. ансамблях С.-Петербурга (архитекторы К. И. Росси, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, Ж. Ф. Тома де Томон, В. П. Стасов и др.) и Москвы (Дж. Б. Жилярди и Д. Жилярди, А. Г. Григорьев, О. И. Бове). В разл. городах России развернулось строительство по «образцовым» проектам, благодаря которому А. стал общероссийским культурным достоянием.
А. проявился также в иск-ве мебели (семья Жакоб, мебель по проектам Ж. Л. Давида во Франции, проекты А. Н. Воронихина и К. И. Росси в России). Сильное влияние оказал стиль А. на формы и декор изделий из металла, фарфора, стекла, на модели одежды, а также на изобразит. иск-во (живопись Давида, А. Гро, Ф. Жерара; скульптура А. Кановы, И. П. Мартоса, И. П. Витали, В. И. Демут-Малиновского и др.).
Ф. Жерар. «Наполеон Бонапарт в коронационном костюме». Нач. 19 в. Музей Версаля.
В некоторых странах Европы (Великобритания, Италия, Дания) в 1-й трети 19 в. наблюдались сходные искания в области архитектуры и декоративных искусств (напр., Регентства стиль и «стиль Георга IV» в Англии, «прусский эллинизм» в Германии), однако они не получили названия «А.». Влияние А. во 2-й пол. 19 в. несомненно в зодчестве Франции (Второй империи стиль), Великобритании (викторианский стиль), Италии, кайзеровской Германии. Такие его характерные черты, как культ государственности и имперского величия, холодная помпезность, проявились в тоталитарном искусстве 20 в. (фашистское искусство в Италии, Третьего рейха искусство в Германии, неоклассицизм в СССР).
Лит.: Курбатов В. Классицизм и ампир // Старые годы. 1912. Июль – сентябрь; Vaequier J., Marmottan P. Le Style Empire: En 5 vol. P., 1924–1934; Некрасов А. И. Русский ампир. М., 1935; Isermayer C. Empire. Münch., 1977; Гайдамак А. Русский ампир. М., 2000; Турчин В. С. Александр I и неоклассицизм в России. Стиль империи или империя как стиль. М., 2001.
ИМПЕРСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ. СПЕЦИФИКА РУССКОГО АМПИРА
11 класс.
Учебник — Урок 17
Традиция выстраивать городское пространство, создавая не отдельные здания и кварталы, а городские ансамбли с каким- либо связующим мотивом, получила особое развитие в период, последовавший за Отечественной войной 1812 года. Успехи в военной кампании и европейской политике окружили образ Александра I ореолом вершителя судеб не только Российской империи, но и всей Европы. При этом впечатления от полюбившегося Парижа породили у царя желание превратить Петербург в имперский город, в «мировую столицу», достойную славы русского императора. Исторический парадокс заключался в том, что национальная гордость русского царя-победителя нашла воплощение в формах стиля побежденной Франции — ампира, созданного для императора Наполеона Бонапарта. Поскольку Наполеон стремился к блеску славы римских императоров и египетских фараонов, французский ампир воспроизводил архитектурные образы императорского Древнего Рима и Древнего Египта.
Стиль ампир утвердился в России благодаря Карлу Ивановичу Росси (1775-1849). Не меняя жесткий регламент французского ампира — симметрию, коринфский ордер, линейный рельеф из элементов египетской и древнеримской орнаментики (сфинксы, грифы, легионерские значки с орлами, щиты, топоры, пучки стрел), Росси ввел в архитектурный декор элементы древнерусской военной символики и получил национальный вариант ампира.
Русский ампир отличался смелостью пространственных решений. Эта смелость заключалась в том, что любая градостроительная задача решалась в динамике. Свои городские ансамбли Росси выстраивал как декорацию для театрализованного действа. Причем архитектура фасадов являлась не столько элементом самого здания, сколько составной частью окружающего пространства, красоту и величие которого можно постичь лишь в движении, с разных ракурсов. Неслучайно кредо Росси как зодчего выражала формула: каждый городской ансамбль — архитектурный пейзаж, каждое здание — функция имперской столицы. В результате возникла непрерывная и непревзойденная по красоте цепь ансамблей. В них была реализована, казалось бы, невозможная идея — превратить целый город в произведение искусства, в музей под открытым небом.
Первым произведением русского ампира стала Дворцовая площадь (1819-1834) со зданиями Главного штаба, министерств и Зимним дворцом.
Он возвел там два корпуса министерств и Главного штаба, соединенные Триумфальной аркой.
Колоссальная Триумфальная арка играет в образе площади решающую роль. За ней под некоторым углом Росси расположил вторую арку, образовав как бы шарнир, незаметно и органично осуществляющий переход от площади к улице с сильным изломом. Но именно эта, второстепенная сама по себе, улица посредством арки архитектурно организует связь ансамбля Дворцовой площади с Невским проспектом. Кроме того, мощный арочный пролет, усиленный скульптурным декором, порождает мажорный героический образ триумфального сооружения в честь победы над Наполеоном.
Таким же городским ансамблем, величие которого постигается не с фасада, а в движении, является Михайловский дворец (1819-1825; ныне здание Русского музея). Дворец, сохранив архитектурную самостоятельность, включает в свою орбиту цепь улиц и площадей, водные артерии — Екатерининский канал, Мойку и Неву, здания музыкального театра и Дворянского собрания, павильон в Михайловском саду, Михайловский (Инженерный) замок, Марсово поле и Летний сад.
Уникальная способность Росси осуществлять связь между зданием, его архитектурно-пейзажным окружением и городом в целом просматривается, скажем, в таком на первый взгляд незначительном декоративном сооружении, как павильон (1823) со стороны садового фасада. Расположенный в Михайловском саду на берегу Мойки, павильон служит своеобразным композиционным мостом, стягивающим в единое целое два обширных пространственных ансамбля — Михайловский дворец и Марсово поле. Его воздушная сквозная колоннада, гармонирующая со стволами деревьев, многократно, словно эхо, повторяется в колоннаде фасадов Михайловского дворца, Инженерного замка, парадного фасада казарм лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле и Гостиного двора на Невском проспекте.
Особая, «державная» мифология, лежащая в основе архитектуры петербургского ампира и сложной имперской символики, отчетливо выражается в бледно-желтом цвете стен и белом цвете элементов архитектурного декора. Желтый цвет ампирной архитектуры является одним из характерных признаков русской военной культуры — неотъемлемой части всей культуры имперской России.
Желтый (золотой) цвет как императорский использовался в военной символике Священной Римской империи. Первые успехи в борьбе за выход России к Балтийскому морю ознаменовались новой государственной регалией — желтым (золотым) царским штандартом с черным двуглавым орлом; цвет штандарта стал цветом императорской гвардии. Впоследствии желтый цвет перешел на цвет военных архитектурных сооружений, казарм, полковых соборов, а затем, как составная часть официального архитектурного стиля ампир, стал и вообще цветом столицы, «петербургским цветом».
ПРОЙТИ ТЕСТ
adminОб авторе
Российская Империя | История, факты, флаг и карта
Российская империя , историческая империя, основанная 2 ноября (22 октября по старому стилю) 1721 года, когда российский Сенат присвоил Петру I титул императора (императора) всея Руси. Отречение Николая II 15 марта. 1917 год ознаменовал конец империи и ее правящей династии Романовых.
Империя зародилась, когда русское дворянство искало новую родословную для своей монархии. Они нашли его у молодого боярина (дворянина) Михаила Романова, избранного царем в 1613 году.Ранние Романовы были слабыми монархами. Коронованный в 17 лет, Михаил разделил трон в решающие годы своего правления вместе со своим отцом, патриархом Филаретом. Сын Михаила Алексис вступил на престол в 1645 году в возрасте 16 лет; он находился под сильным влиянием сначала Бориса Ивановича Морозова, а затем патриарха Никона. Федор III, мальчику четырнадцати лет на момент его вступления на престол в 1676 году, также уступил большую власть своим фаворитам. Несмотря на это, все трое были популярными царями, оставившими после себя хорошую репутацию в народе и которых славянофилы 19 века идеализировали как образцовых российских монархов.Власть в этот период обычно находилась в руках лиц, которые по тем или иным причинам оказывали личное влияние на царей. Народное недовольство обычно обращалось против этих фаворитов, а не против самого царя, например, во время городских восстаний (1648–50), приведших к изгнанию Морозова, и великого крестьянского восстания (1670–71) под предводительством казака Стеньки Разина.
МайклМайкл, деталь цветной литографии середины XIX века Питера Бореля, основанной на картине XVII века.
Агентство печати «Новости»Теоретически российская монархия была неограниченной, и действительно не было никаких гарантий, юридических или экономических, против произвола царя. На практике, однако, степень контроля, который он мог осуществлять над империей, была эффективно ограничена размером страны, неадекватностью администрации и в целом немодернистской концепцией политики. Как следствие, подавляющее большинство жителей редко ощущало на себе тяжелую руку государства, которое ограничивало его собственные полномочия поддержанием порядка и сбором налогов.Некоторые из мнимых подданных царя, такие как жители Сибири и казаки, жили в полностью автономных общинах, лишь номинально подчиняясь царской власти.
Российская ИмперияРусская экспансия в Азии.
Encyclopædia Britannica, Inc.Российская Империя | История, факты, флаг и карта
Российская империя , историческая империя, основанная 2 ноября (22 октября по старому стилю) 1721 года, когда российский Сенат присвоил Петру I.Отречение Николая II 15 марта 1917 года ознаменовало конец империи и ее правящей династии Романовых.
Империя зародилась, когда русское дворянство искало новую родословную для своей монархии. Они нашли его у молодого боярина (дворянина) Михаила Романова, избранного царем в 1613 году. Ранние Романовы были слабыми монархами. Коронованный в 17 лет, Михаил разделил трон в решающие годы своего правления вместе со своим отцом, патриархом Филаретом. Сын Михаила Алексис вступил на престол в 1645 году в возрасте 16 лет; он находился под сильным влиянием сначала Бориса Ивановича Морозова, а затем патриарха Никона.Федор III, мальчику четырнадцати лет на момент его вступления на престол в 1676 году, также уступил большую власть своим фаворитам. Несмотря на это, все трое были популярными царями, оставившими после себя хорошую репутацию в народе и которых славянофилы 19 века идеализировали как образцовых российских монархов. Власть в этот период обычно находилась в руках лиц, которые по тем или иным причинам оказывали личное влияние на царей. Народное недовольство обычно обращалось против этих фаворитов, а не против самого царя, например, во время городских восстаний (1648–50), приведших к изгнанию Морозова, и великого крестьянского восстания (1670–71) под предводительством казака Стеньки Разина.
МайклМайкл, деталь цветной литографии середины XIX века Питера Бореля, основанной на картине XVII века.
Агентство печати «Новости»Теоретически российская монархия была неограниченной, и действительно не было никаких гарантий, юридических или экономических, против произвола царя. На практике, однако, степень контроля, который он мог осуществлять над империей, была эффективно ограничена размером страны, неадекватностью администрации и в целом немодернистской концепцией политики.Как следствие, подавляющее большинство жителей редко ощущало на себе тяжелую руку государства, которое ограничивало его собственные полномочия поддержанием порядка и сбором налогов. Некоторые из мнимых подданных царя, такие как жители Сибири и казаки, жили в полностью автономных общинах, лишь номинально подчиняясь царской власти.
Российская ИмперияРусская экспансия в Азии.
Encyclopædia Britannica, Inc.Российская Империя | История, факты, флаг и карта
Российская империя , историческая империя, основанная 2 ноября (22 октября по старому стилю) 1721 года, когда российский Сенат присвоил Петру I.Отречение Николая II 15 марта 1917 года ознаменовало конец империи и ее правящей династии Романовых.
Империя зародилась, когда русское дворянство искало новую родословную для своей монархии. Они нашли его у молодого боярина (дворянина) Михаила Романова, избранного царем в 1613 году. Ранние Романовы были слабыми монархами. Коронованный в 17 лет, Михаил разделил трон в решающие годы своего правления вместе со своим отцом, патриархом Филаретом. Сын Михаила Алексис вступил на престол в 1645 году в возрасте 16 лет; он находился под сильным влиянием сначала Бориса Ивановича Морозова, а затем патриарха Никона.Федор III, мальчику четырнадцати лет на момент его вступления на престол в 1676 году, также уступил большую власть своим фаворитам. Несмотря на это, все трое были популярными царями, оставившими после себя хорошую репутацию в народе и которых славянофилы 19 века идеализировали как образцовых российских монархов. Власть в этот период обычно находилась в руках лиц, которые по тем или иным причинам оказывали личное влияние на царей. Народное недовольство обычно обращалось против этих фаворитов, а не против самого царя, например, во время городских восстаний (1648–50), приведших к изгнанию Морозова, и великого крестьянского восстания (1670–71) под предводительством казака Стеньки Разина.
МайклМайкл, деталь цветной литографии середины XIX века Питера Бореля, основанной на картине XVII века.
Агентство печати «Новости»Теоретически российская монархия была неограниченной, и действительно не было никаких гарантий, юридических или экономических, против произвола царя. На практике, однако, степень контроля, который он мог осуществлять над империей, была эффективно ограничена размером страны, неадекватностью администрации и в целом немодернистской концепцией политики.Как следствие, подавляющее большинство жителей редко ощущало на себе тяжелую руку государства, которое ограничивало его собственные полномочия поддержанием порядка и сбором налогов. Некоторые из мнимых подданных царя, такие как жители Сибири и казаки, жили в полностью автономных общинах, лишь номинально подчиняясь царской власти.
Российская ИмперияРусская экспансия в Азии.
Encyclopædia Britannica, Inc.Падение Российской Империи: Конец монархии
Исторический документ был подписан царем карандашом между одиннадцатью и двенадцатью часами ночи 15 марта 1917 года.
Когда мы прочитали и одобрили формулу [Шульгин свидетельствует], мне кажется, что мы обменялись рукопожатием … но в тот момент я, несомненно, был очень взволнован и, возможно, ошибался. Помню, когда я в последний раз посмотрел на часы, было десять минут до полуночи. Следовательно, эта чрезвычайно важная сцена произошла между одиннадцатью и двенадцатью часами ночи с 15 февраля на 16 марта. 1Затем мы попрощались. Мне казалось, что ни у одной из сторон не было недобрых чувств.Со своей стороны, мне было безмерно жаль того человека, который только что одним действием выкупил свои прошлые ошибки. Царь держал себя в руках, скорее дружелюбный, чем холодный.
Мы договорились с генералом Русским, что должны быть два экземпляра Акта, подписанного Императором, так как мы опасались, что в тяжелые времена, через которые мы проходили, документ, который мы носили, не был утерян. Один экземпляр хранился у генерала; мы сохранили другой. Как я уже сказал, подпись царя была карандашом, а лорд-камергер [граф Фредерикс] скрепил подпись чернилами.
Важно отметить, что Николай назвал наследником престола не своего сына Царевича, а своего родного брата, Великого князя Михаила Александровича. По сути, это было двойное отречение.
В тот же день, перед приездом депутатов Думы, он вызвал к себе профессора Федорова, одного из своих личных врачей.
«Скажите откровенно, Серж Петрович, болезнь Алексея неизлечима?»
Понимая важность вопроса, Федоров ответил: «Наука учит нас, государь, что это неизлечимая болезнь.Однако те, кто страдает им, иногда достигают преклонного возраста. Тем не менее, Алексей Николаевич находится во власти аварии ».
Царь опустил голову и печально пробормотал: «Это именно то, что сказала мне царица. Что ж, если это так, и Алексис никогда не сможет служить своей стране, как я хотел бы, чтобы он делал, мы имеем право оставить его сами ».
Затем он составил текст, который заканчивается следующим образом:
Не желая расставаться с любимым сыном, мы передаем наследство брату Великому князю Михаилу Александровичу.Благословляя его восшествием на престол, мы заклинаем нашего брата руководить государственными делами в полном и непрерывном согласии с представителями народа в законодательных учреждениях на принципах, которые они будут определять, и принести нерушимую клятву в этом отношении. эффект, во имя нашей горячо любимой страны.Мы призываем всех верных сынов Отечества выполнить свой священный долг перед ним, послушавшись Царя в это тяжелое время национального испытания, и помочь ему вместе с представителями народа вести Российское Государство к путь победы, процветания и славы.
Да поможет Господь Бог России.
(подпись) Николай
Но великий князь Михаил мудро отказался от этого опасного сана. На следующий день, 16 марта, он выступил с манифестом:
Тяжелая ноша была возложена на меня по воле моего брата, который во время беспримерных раздоров и народных волнений передал мне императорский престол России. Разделяя с народом мысль о том, что благо страны должно стоять превыше всего, я твердо решил, что приму власть только в том случае, если такова воля нашего великого народа, который должен всеобщим голосованием избрать своих представителей в Учредительное собрание. , чтобы определить форму правления и разработать новые фундаментальные законы для России.Поэтому, призывая Божьего благословения, я прошу всех граждан России подчиняться Временному правительству, которое возникло и наделено всей полнотой власти по инициативе Императорской Думы, до тех пор, пока Учредительное собрание не будет созвано в самое ближайшее время. возможная дата и избранный на основе всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права, своим решением относительно формы правления должен выражать волю народа.
Это был последний официальный акт Романовых.Великий князь, заключенный в тюрьму большевиками, исчез в июне 1918 года, и принято считать, что он был убит где-то в окрестностях Перми.
Российская Империя | Encyclopedia.com
Тип правления
Российская империя простиралась от Балтийского моря и Восточной Европы до Тихого океана, и на протяжении своей почти двухсотлетней истории (1721–1917 гг.) Она находилась под властью авторитарных властей. царей, которые наделяли местными властями разную степень власти до пятидесяти назначенных губернаторов провинций.
Предыстория
Царь Петр I (1672–1725) основал Российскую империю после заключительного мирного договора со своими шведскими врагами в 1721 году, который привел к важным территориальным приобретениям и сопровождался другими значительными военными победами. Как член династии Романовых, пришедшей к власти в России в начале 1600-х годов, Петр был полон решимости превратить некогда изолированное Русское царство в великое современное государство, которое отражало бы политическую мудрость большой Европы. Он инициировал так называемые петровские реформы, подвергнув огромным изменениям почти все сферы русской жизни.Стремясь к процветающей империи, он поощрял развитие промышленности и торговли.
После смерти Петра на престол взошла череда царей Романовых и цариц, но никто из них не проявил имперского рвения Петра, пока Екатерина II (1729–1796) не стала императрицей в 1762 году. Правление Екатерины было отмечено международными успехами и важными внутренними реформами. Как и Петр, Екатерина хотела модернизировать и развивать свою страну. Она видела себя просвещенным монархом, обладающим абсолютной властью, но также чувствовавшим ответственность по отношению к своим подданным и стремившимся править честно и справедливо.Благодаря территориальной экспансии и искусной дипломатии Екатерина укрепила положение России как важной европейской державы восемнадцатого и девятнадцатого веков.
Наследники Петра и Екатерины столкнулись с растущими требованиями внутренних социальных и экономических реформ. Иностранные вторжения и войны с соперничающими державами поставили под сомнение способность имперской казны обеспечивать адекватную военную и военно-морскую оборону, что привело к повсеместным налоговым реформам. Сменявшие друг друга цари продолжали практиковать автократическое правление почти до конца империи, но различные движения за реформы возникли в ответ на растущие требования как интеллигенции, так и крестьян в более представительной форме правления.
Государственная структура
При Петровских реформах Россия была разделена на восемь крупных губерний (административных губерний): Московская, Ингрия, Киевская, Смоленская, Архангельская, Казанская, Азовская и Сибирская. Каждым управлял назначенный губернатор и председательствовал в совете из восьми-двенадцати советников, набранных из губернской шляхты. Позже каждая губерния была разделена на несколько долей (участков), где начальник каждой отвечал за сбор налогов.В течение многих лет единственным звеном среди восьми губерний был сам император. В 1711 году Петр учредил новую центральную администрацию из девяти членов, названную Правящим сенатом, чтобы обеспечить более надежный централизованный контроль над губернией.
Петр также реорганизовал имперское правительство России, сначала с центром в Москве, в систему из двенадцати коллегий (советов): три руководили государственными делами, три — финансами; три курировали промышленность и торговлю, а последняя группа занималась судебными вопросами, вопросами земельной собственности и муниципалитетами империи.Каждым из этих колледжей руководил совет, состоящий из членов с равной властью. Влиятельная Русская православная церковь была подчинена государственной власти, когда ее правящий патриархат сменился мирским руководством.
Россия оставалась в состоянии войны с той или иной империей на протяжении всего правления Петра, что потребовало пересмотра налоговой системы. Вместо старого налога на землю или домохозяйства на всех русских мужчин, кроме дворянства и духовенства, был введен «душевой» налог (налог на физических лиц).Ожидалось, что он обеспечит достаточный доход для адекватного финансирования военных и военно-морских сил империи. Чтобы гарантировать, что каждый мужчина-резидент будет облагаться налогом, в 1718 году была проведена новая перепись. В ее списки потенциальных налогоплательщиков были включены крепостные мужчины (крестьяне, принадлежащие землевладельцам и выполняющие принудительный труд для них).
Таблицей о рангах, введенной в 1722 году, Петр создал четырнадцать разрядов для военных и гражданских офицеров. Любой человек, получивший звание офицера, автоматически становился членом потомственной знати, шаг, который позволил многим амбициозным мужчинам и их потомкам выйти за пределы среднего и низшего классов.
После своего восхождения на престол в 1762 году Екатерина провела серию реформ, направленных на децентрализацию правительства и поощрение ответственности на местах. Она упразднила большинство из двенадцати коллегий, увеличила число русских губерний с восьми до пятидесяти и разделила каждую губернию на районы, в которых местная шляхта избирала делегатов собрания для решения местных и районных вопросов.
Царь Александр II (1818–1881) ответил на возросшие требования правительственной реформы, учредив в 1864 году выборные уездные советы для ведения местного управления.Его судебные реформы, покончившие с бюрократическим назначением часто коррумпированных и несправедливых судей, привели к избранию местных мировых судей советами графств и созданию окружных судов для рассмотрения более серьезных дел. Многие россияне надеялись, что существенные реформы на местном и провинциальном уровнях приведут к конституционному правлению империи, но Александр отказался. Он считал самодержавие единственной адекватной формой правления, учитывая огромные размеры Российской империи и ее разнообразный образ жизни.Его отказ и отказ последующих царей способствовали развитию радикальной оппозиции царскому правлению.
Политические партии и фракции
Почти половина жителей Российской империи были крепостными, крестьянскими рабочими, закрепленными за определенными участками земли, принадлежавшими русской знати. Они были связаны либо с землей, на которой работали, либо с человеком дворянина, которому она принадлежала. Хотя их индивидуальные ситуации менялись от места к месту, крепостные были в значительной степени ограничены в своих передвижениях и личной жизни и не пользовались правами свободных людей.Александр обратился за советом к русскому дворянству об окончательном освобождении крепостных и в 1861 году принял дворянский план освобождения. Его действия ускорили длительный период сельскохозяйственных, экономических и административных преобразований в России. В большинстве случаев освобожденные крепостные получали две трети земли, на которой они ранее работали, но взамен их просили выплачивать ежегодную компенсацию государству. Крепостные смотрели на эти условия освобождения с разочарованием и горечью. Многие платежи остались невыплаченными, и сорок лет спустя, в ходе реформ 1905 года, эти долги были окончательно списаны.
Легендарные российские казаки — это группа приграничных поселенцев на окраинах России и Польши, которые в семнадцатом веке решили присягнуть на верность одному из первых царей Романовых. На протяжении всей остальной части династии Романовых казаки получали особые привилегии в обмен на войска, которые они предоставляли императорской армии.
Русская интеллигенция состояла из молодых образованных россиян, принадлежащих к разным социальным и классовым группам, которые разделяли бунтарские политические взгляды и культурные интересы.Они приобрели все большее значение во время политических волнений в конце девятнадцатого века.
Основные события
Великое посольство Петра было открыто в марте 1697 года в качестве дипломатической миссии для обеспечения союзников в кампании России против Османской империи. Во время своих путешествий он посетил Курляндию на Балтийском море; Бранденбург, в современной Германии; Голландия; Англия; и Австрии. Помимо ухаживания за союзниками, Петр посещал лекции; посетили больницы, музеи и литейные цеха; и изучал западную культуру, одежду, манеры, технические навыки, судостроение и навигацию.Он вернулся в Россию летом 1698 года, решив применить свои новые знания и превратить свою страну в европейскую имперскую державу.
В 1703 году Петр спроектировал и построил новую столицу и морской порт в восточной части Финского залива, на земле, захваченной у Швеции, и назвал ее Санкт-Петербургом. Он наполнил его элегантной архитектурой в западном стиле, вдохновленной своим визитом в Европу, и инициировал создание там первого университета в России.
Среди заметных аннексий (насильственных захватов) во время правления Екатерины был раздел Польши, когда трижды в 1772, 1793 и 1795 годах Пруссия, Австрия и Российская империя разделили между собой территории Польского королевства.Екатерина также аннексировала Крым, полуостров между Черным и Азовским морями, в 1783 году. Его аннексия увеличила долю мусульман в империи, а в 1785 году императрица издала хартию, гарантирующую свободу исламской религии.
Действуя как внутри страны, так и за ее пределами, Екатерина поощряла колонистов из других европейских стран селиться на русской земле, полагая, что они помогут улучшить российские методы ведения сельского хозяйства. Она основала больницы, библиотеки и детские дома и поощряла интерес к общественному здравоохранению.
Пугачевское восстание (1773–1774), которое возглавил казак Емельян Пугачев (1726–1775), проходило на территории между Волгой и Уральскими горами. В нем подчеркивалась сохраняющаяся слабость централизованного российского правления и недовольство крепостных правительством Екатерины.
Французский император Наполеон Бонапарт (1769–1821) вторгся в Россию в 1812 году. После первых побед, за которыми последовал захват заброшенной столицы Москвы, Наполеон предпринял катастрофическое отступление во время русской зимы.Прибыв с более чем четырьмястами тысячами человек, он покинул русскую землю с тридцатью тысячами солдат.
В декабре 1825 года группа армейских офицеров бросила вызов правлению Николая I (1796–1855), устроив так называемое восстание декабристов. Под влиянием европейских идеалов либерализма они стремились к созданию свободной конституционной Российской Федерации. Их плохо организованное восстание вскоре угасло, а его руководство было казнено.
Последний царь Романовых Николай II (1868–1918) вступил на престол в 1894 году.Он выступил против призывов к конституционной форме правления и вместо этого возглавил промышленную и торговую революцию империи. Расширение железнодорожных линий в России привело к резкому росту текстильного производства и тяжелой промышленности. Миллионы крестьян, некоторые из которых были недовольны способом освобождения крепостных в 1861 году, покинули свои исконные сельские дома и стали работать в промышленных городах. Политические волнения переместились вместе с ними из сельской местности в городские центры.Возрастала напряженность между привилегированными и бедными классами. Когда Россия потерпела поражение в русско-японской войне (1904–1905), общественное унижение решило судьбу Российской империи. Спешно предпринятые Николаем реформы были слишком медленными и запоздалыми.
Последствия
В Российской Империи в начале 1900-х годов власть перешла от монархии Романовых к фракциям, которые выступали за прекращение формы правления, созданной последними царицами. Между 1905 и 1917 годами было предпринято несколько попыток реформ, отречение Николая II и, в конечном итоге, победа коммунистической большевистской партии, создавшей Советский Союз.Почти до конца двадцатого века Советский Союз был одной из двух мировых военных, экономических и политических сверхдержав.
Милюков, Пауль, Чарльз Сейнобос и Л. Эйзенманн. История России . Перевод Чарльза Лам Маркманна. Нью-Йорк: Funk and Wagnalls, 1968.
Вернадский, Джордж. Политическая и дипломатическая история России . Бостон: Литтл, Браун, 1936.
Рен, Мелвин К. и Тейлор Стултс. Курс истории России .5-е изд. Проспект Хайтс, Иллинойс: Waveland Press, 1994.
История России, Российской Империи в древности читать | мы знаем все
Самые ранние следы проживания человека на территории России обнаружены в Сибири, на Северном Кавказе и на Кубани и относятся к периоду около 3–2 миллионов лет до нашей эры. В VI-V веках до нашей эры на побережье Черного моря возникли греческие колонии, которые впоследствии превратились в царства Скифии и Босфора.
Славяне и их соседи
К V веку до нашей эры славянские племена заселили земли на берегах Балтийского моря, вдоль Днепра и Дуная, а также в верховьях Волги и Оки.Помимо охоты славяне занимались земледелием, постепенно развивалась торговля. Основными торговыми путями были реки. К IX веку образовалось несколько славянских княжеств, главными из которых были Киев и Новгород.
Российская Федерация
В 882 году новгородский князь Олег захватил Киев и объединил славянский север и юг, создав Древнерусское государство. Киевскую Русь уважали в Византии и в соседних западных государствах. Во время правления преемника Олега — Игоря, сына Рюрика — был подписан договор с Византией о защите ее границ от кочевников.В 988 году при князе Владимире крестилась языческая Русь. Принятие православия укрепляет отношения с Византией, и вместе с новой верой греческая культура, наука и искусство распространились среди славян. В России начали использовать новый славянский алфавит, ведутся записи. При князе Ярославе Мудром был составлен первый кодекс Киевского государства, получивший название «Русская правда». С 1330-х годов единое государство начало делиться на ряд самостоятельных княжеств.
Монголо-татарское иго
В начале XIII века огромное войско Чингисхана Тэмуджина начало опустошать Азию и Закавказье.Покорив и обложив данью народы Кавказа, монгольское войско впервые появилось в русской истории, разгромив в 1223 году союзные войска славянских князей и половцев на реке Калке. 13 лет спустя Батый, внук Чингисхана, приезжает в Россию с востока и наносит поражение русским войскам. В 1240 году он покоряет Киев, уходит в Западную Европу и возвращается, основав свое государство Золотую Орду на Нижней Волге и обложив налогом русские земли. Отныне князья получают власть над своими землями только с разрешения ханов Золотой Орды.Этот период известен в русской истории как монголо-татарское иго.
Великое княжество Московское
С начала XIV века, во многом благодаря усилиям Ивана Калиты и его преемников, Москва постепенно превратилась в новый центр русских княжеств. К концу XIV века Москва стала достаточно зрелой, чтобы открыто выступить против Орды. В 1380 году князь Димитрий разгромил войско хана Мамая на Куликовом поле. При Иване III Москва перестает платить дань Орде: Ахмад-хан во время Великого Стояния на реке Угре в 1480 году решает не сражаться и отступает.Это положило конец монголо-татарскому игу.
Иван Грозный
При Иване IV Грозном (первый официальный русский царь с 1547 г.) очень активно идет процесс объединения земель, утраченных монгольским игом, и польско-литовской экспансии. Дальнейшее расширение границ — еще одно направление его политики. В состав Русского государства входили Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. В конце 16 — середине 17 вв., С большим отставанием по сравнению со странами Центральной Европы, зафиксировано крепостное право.
В 1571 году Москва была сожжена армией крымского хана Девлет-Гирея, а в следующем году 120-тысячная союзная крымско-турецкая армия, пришедшая в Россию, была уничтожена, что фактически положило конец многовековой борьбе России против степь.
Смутное время и первые Романовы
Смерть Федора (сына Ивана Грозного) в 1598 году прервала династию Рюриковичей. Это ознаменовало начало Смутного времени, борьбы за престол и польско-шведской интервенции.Созыв народного ополчения положил конец Смутным временам, за которым последовало изгнание поляков и избрание царем Михаила Федоровича, который стал первым представителем династии Романовых (21 февраля 1613 г.). В его правление русские экспедиции начинают исследование Восточной Сибири, поэтому Россия уходит к берегу Тихого океана. В 1654 году Украина вошла в состав Русского государства в качестве автономной части. При царе Алексее влияние Запада усилилось.
Российская Империя
Царь Петр I коренным образом реформировал Российское государство, установив абсолютную монархию во главе с императором, который управляет даже церковью.Модернизировалась армия и система образования, многое было устроено по западному образцу. В результате Северной войны Россия вернула себе земли, захваченные Швецией в конце XVI века. В устье Невы был основан портовый город Санкт-Петербург, куда в 1712 году была перенесена столица России. При Петре издалась российская газета «Ведомости». Кроме того, 1 января 1700 года был введен новый календарь, в котором новый год начинался в январе (раньше, чем новый год начинался первого сентября).
После периода Петра I начинается период дворцовых переворотов, дворянских заговоров и частых свержений неугодных императоров. Анне Ивановне и Елизавете удавалось удерживать престол дольше всех. При Елизавете был основан Московский университет. При императрице Екатерине Великой началось освоение Америки, а Россия покорила турецкое побережье Черного моря.
Наполеоновские войны
В 1805 году Александр I вступает в войну с Наполеоном I, объявившим себя императором Франции.Наполеон побеждает, и условия мирного соглашения включают прекращение торговли с Англией, и Александр вынужден согласиться. В 1809 году Россия захватила Финляндию под властью Швеции, сделав ее частью Российской империи. Через несколько лет Россия возобновляет торговлю с Англией, а летом 1812 года Наполеон вторгается в Россию с армией численностью более 500 000 человек. Российская армия, имея почти в два раза меньше солдат, отступает к Москве. Народ поднимается на борьбу с захватчиками, образуя многочисленные партизанские отряды, поэтому война 1812 года была названа Отечественной войной 1812 года.
В конце августа у села Бородино Московской области произошло важнейшее сражение войны. Потери с обеих сторон были огромными, но французы по-прежнему превосходили русских численностью. Командующий русской армией фельдмаршал Михаил Кутузов решил без боя сдать Москву Наполеону и отступить, чтобы спасти армию. Оккупированная французами Москва почти полностью сгорела. При отступлении к границам России армия Наполеона постепенно таяла, русские преследовали отступающих французов, и в 1814 году русская армия вошла в Париж.
Развитие гражданского общества
В XIX веке под влиянием западных либеральных идей сформировалась устойчивая группа образованных интеллектуалов. Эта группа создавала либеральные и демократические ценности, поэтому позже ее назвали «интеллектуалами». Наиболее яркими ее представителями были Белинский, Чернышевский, Добролюбов.
После войны революционные идеи проникли в российское общество, что привело к неудавшемуся восстанию декабристов 1825 года.Обеспокоенные новыми восстаниями, власти усилили контроль над политической, экономической и культурной жизнью страны.
В ходе длительных войн с горцами в первой половине XIX века Россия присоединяет Кавказ и — частично мирным путем, частично силой — территорию Средней Азии (Бухарское и Хивинское ханства, казахские жузы).
2-я половина XIX века
В 1861 году, во время правления Александра II, в России было отменено крепостное право.Также был проведен ряд либеральных реформ для ускорения модернизации страны.
Конец XIX — начало XX века
В конце 19 — начале 20 века Россия активно осваивала Дальний Восток, что вызывало озабоченность Японии, в то время как правительство Российской империи считало, что «маленькая победоносная война» улучшит внутреннюю ситуацию, учитывая рост революционные идеи. Однако превентивный удар Японии разбил часть русских кораблей, а отсутствие современной техники в российской армии и некомпетентность старшего офицера довершили их поражение.Положение России на международной арене было чрезвычайно сложным.
В 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну. Февральская революция 1917 года положила конец монархии: царь Николай II отрекся от власти в пользу Временного правительства. В сентябре 1917 года Российская империя была преобразована в Российскую республику.
Советское государство
Однако революция не смогла навести порядок в стране. Используя политический хаос, правительство захватывает партия большевиков во главе с Владимиром Лениным в союзе с левыми эсерами и анархистами.После революции 25 октября (7 ноября) 1917 года страна была провозглашена Российской Советской республикой. Советская республика начинает ликвидировать частную собственность и начинает ее национализацию. Пытаясь контролировать общество, большевики не избегали крайних мер, таких как подавление религии, казачества и других форм социальной организации.
По мирному договору, подписанному с Германией, Советское государство потеряло Украину, Прибалтику, Польшу, некоторые части Беларуси и 90 тонн золота.Это была одна из причин гражданской войны. В марте 1918 года советское правительство переехало из Петрограда в Москву, опасаясь захвата города немцами. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге была расстреляна царская семья, тела которых сбросили в рухнувшую шахту.
Гражданская война
В 1918-1922 гг. Сторонники большевиков боролись со своими противниками. В ходе войны Россия потеряла Польшу, Прибалтику (Литву, Латвию, Эстонию) и Финляндию.
СССР, 1920-1930-е годы
30 декабря 1922 года образован Союз Советских Социалистических Республик, в который вошли Россия, Украина, Беларусь, Закавказская федерация. В 1921-1929 годах проводилась новая экономическая политика (НЭП). Внутренние баталии, разразившиеся после смерти Ленина в 1924 году, были выиграны Иосифом Сталиным (Джугашвили). В 1930-е годы Сталин провел «чистку» партийного аппарата. Была создана система исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ).В 1939-1940 гг. К Советскому Союзу присоединились Западная Беларусь, Западная Украина, Молдавия, Западная Карелия, Прибалтика.
Великая Отечественная война
22 июня 1941 года ознаменовалось внезапным нападением фашистской Германии. Началась Вторая мировая война. За относительно короткое время немецкие войска смогли продвинуться вглубь Советского государства, но не смогли захватить Москву и Ленинград, в результате чего война, запланированная Гитлером как блицкриг, превратилась в затяжную войну. Сталинградская и Курская битвы переломили ход войны, и советские войска перешли в стратегическое наступление.Война закончилась взятием Берлина и капитуляцией Германии в мае 1945 года. По оценкам историков, количество жертв во время войны и оккупации Советского Союза достигло 26 миллионов человек.
Советско-японская война
В результате войны с Японией в 1945 году Южный Сахалин и Курильские острова вошли в состав России.
Холодная война и застой
В результате войны Восточная Европа (Венгрия, Польша, Румыния, Болгария, Чехословакия, Восточная Германия) попала в советскую зону влияния.Резко обострились отношения с Западом. Это было началом так называемой холодной войны — противостояния между Западом и странами советского блока, которое достигло своего пика в 1962 году, когда СССР и США были на грани развязывания ядерной войны (Карибский кризис). Затем накал конфликта постепенно снижался, в отношениях с Западом наблюдался некоторый прогресс, в частности, был подписан договор об экономическом сотрудничестве с Францией.
В 1970-х ослабло противостояние СССР и США.Заключены соглашения об ограничении стратегических ядерных вооружений (ОСВ-1 и ОСВ-2). Вторая половина 1970-х была названа «эпохой застоя», когда, несмотря на относительную стабильность, СССР постепенно отставал от передовых стран Запада в технологическом плане.
Перестройка и распад СССР
Когда в 1985 году к власти пришел Михаил Горбачев, в СССР была провозглашена политика перестройки. Он был призван решить проблемы общества и промышленного производства, а также избежать надвигающегося экономического кризиса, вызванного гонкой вооружений.Однако эта политика привела к обострению кризиса, распаду Советского Союза и переходу России к капитализму. В 1991 году было создано Содружество Независимых Государств (СНГ), в которое первоначально входили Российская Федерация, Украина и Беларусь.
Затерянная империя России | Истоки: текущие события в исторической перспективе
Состоит ли русский народ исключительно из этнических русских, проживающих в его границах? Или это также относится к этническим русским за пределами России? Законно ли российское правительство оказывать влияние на эти страны с большим этническим русским населением? Эти вопросы задаются сотни лет, но они особенно важны с учетом текущих событий в бывших советских республиках, особенно на Украине.В книге «Затерянное царство: поиски империи и становление русской нации с 1470 года по настоящее время » Сергей Плохий собирает эти многовековые исследования в рамках того, что он называет «русским вопросом». Lost Kingdom исследует историческое развитие этого давнего вопроса и рассматривает различные ответы на него за сотни лет.
Плохий исследует истоки российского империализма и национализма от возникновения Киевской Руси в девятом веке, сосредоточенной вокруг того, что сегодня является украинской столицей Киев, до оккупации Крыма Россией в 2014 году.Плохий утверждает, что всем формам русской национальности или национализма приходилось бороться с имперским и культурным наследием Киевской Руси.На протяжении многих лет московские цари, цари Романовы, советские генеральные секретари и президенты России изображали себя законными наследниками и преемниками Киевской Руси. Все они пытались совместить свою политическую, национальную и культурную власть с этим «Затерянным королевством». Плохий утверждает, что с момента падения Киевской Руси российская нация полностью присоединилась к Российскому государству только однажды: во время правления Советского Союза как сверхдержавы.За исключением периода с 1945 по 1991 год, российские правительства всех типов постоянно пытались определить, кто или что является «русским», а также где существуют политические и культурные границы русской нации.
Затерянное королевство — это широкий рассказ о российской истории, в основном с точки зрения российско-украинских отношений и, в гораздо меньшей степени, белорусско-российских отношений. Плохий описывает возникновение современной идентичности россиян, украинцев и белорусов в 1800-х годах.После раздела Польши в XVIII веке и наполеоновских войн в начале XIX века российское правительство обратилось к историкам с просьбой поддержать свои территориальные претензии. Антиквары утверждали, что Российская империя была преемницей Киевской Руси, и поэтому ее западные провинции, которые были потеряны для иностранных держав много веков назад, всегда были частью России. Таким образом, они пришли к выводу, что Украина и Белоруссия должны быть интегрированы в Российскую империю.
Трехсторонняя российская идентичность: Великая Россия (Россия), Малая Россия (Украина) и Белая Россия (Беларусь) возникла в 1860-х годах после Крымской войны.Украинские националисты настаивали на украинской культуре и языке, отличных от Великой России. В Беларуси российские официальные лица искали способ «русифицировать» многих поляков в регионе в этот период: они сделали это, продвигая белую русскую национальность как часть более крупной русской нации.
Эти политики часто были непоследовательными. Например, опасаясь, что отдельные русские субкультуры ускорят раскол великорусской нации, имперское правительство подавляло публикации и образование на украинском языке с 1860-х годов до революции 1905 года.
Когда в 1917 году к власти пришли большевики, они изменили курс и начали проводить политику, продвигающую отдельные национальности под знаменем большой транснациональной советской политической идентичности. Плохий отмечает, что создание Украинской Советской Социалистической Республики привело к активному продвижению украинского языка и культуры советским государством в 1920-х годах.
Однако к 1930-м годам Москва начала сокращать нерусский национализм в пользу языковой и культурной русификации не только в Украине и Беларуси, но и во всем Советском Союзе.Плохий утверждает, что отчасти это произошло из-за опасений, что западные державы будут использовать национализм для поощрения национальных меньшинств к подрыву советского государства.
национальностей продолжат получать преимущества, подобные позитивным действиям, в своих титульных республиках. Но они будут подчиняться русской культуре и национальности, которые де-факто стали национальностью Советского Союза на все оставшееся время его существования.
Плохий показывает, что в постсоветскую эпоху идея русской нации продолжала меняться и оказывать влияние.Президент Владимир Путин разработал собственный ответ на «русский вопрос». Он вернулся к царским представлениям о русской национальности и Киевской Руси, утверждая, что русские и украинцы в конечном итоге были одним и тем же народом, объединенным сходным языком, религией и культурой. Это выразилось в усилиях России по оказанию влияния на внешнюю и внутреннюю жизнь теперь независимой Украины. Кульминацией этого последнего определения русской нации стало начало войны в 2014 году.Плохий рассматривает аннексию Крыма Россией и поддержку сепаратистов в Донбассе на востоке Украины как ответный шаг со стороны России. Захват земель произошел после того, как пророссийский президент Виктория Янокович был узурпирован антироссийским правительством, которое стремилось к более тесным отношениям с Европейским союзом.Читателям следует знать, что в книге присутствуют проукраинские националистические настроения, но они не подавляют и не подрывают ее аргументы. В конечном итоге Плохий приходит к выводу, что лучший курс для России — это отказаться от стремления к созданию нации, основанной на этнической принадлежности, религии, языке или культуре.Вместо этого он должен преследовать гражданскую идею нации, как в Великобритании или Германии.